В субботу в Москве состоялось три крупных митинга в рамках так называемого «Дня гнева». Наиболее активные и настроенные на протест москвичи успели побывать на всех трех. Лозунги протестующих изучала съемочная группа Infox.ru.
Военизированный митинг автомобилистов
Митинг Федерации автовладельцев России, прошедший на набережной Тараса Шевченко, начал московские протестные акции в общероссийский «День гнева». На акцию были приглашены все желающие политические и общественные движения.
Перед началом митинга демонстранты, собравшиеся на набережной, кучковались небольшими группами, видимо, по принципу принадлежности к различным автоклубам. Здесь же обнаружились и представители Движения против нелегальной иммиграции. Координатор Московского отделения движения Владимир Басманов сообщил, что члены ДПНИ пришли на этот митинг выступить против экономической политики московского правительства. Он предположил, что на акцию должно подойти около 100 членов движения. На самом деле их было не более 20.
Другие политические движения на набережной представляли красно-бело-черные флаги «Армии воли народа» и «Нации свободы». Все их активисты, одетые в военные штаны и ботинки, придавали митингу военизированный вид. Особенно хорошо это чувствовалось, когда перед началом выступлений один из представителей ДПНИ крикнул своим соратникам «Смирно!», а в другом конце толпы раздался возглас: «Народ и армия едины!»
Рядом с боевого вида молодежью не вполне естественно смотрелись двое интеллигентных мужчин с белым флагом «Правого дела». Впрочем, один из них сказал, что проблемы, поднимаемые на митинге, касаются всех, так что ничего удивительного в подобном соседстве нет.
Часть лозунгов, представленных на транспарантах, носила общеполитический характер: «Мы против произвола власти», «Нас обманывают, пока мы молчим» и прочие. Но требования ФАР, заявленные на митинге, традиционно сводились к правам автовладельцев. В начале акции лидер московского отделения федерации Сергей Канаев попросил присутствующих почтить минутой памяти Ольгу Александрину, погибшую в ДТП на Ленинском проспекте. На митинге выступил ее отец, а Сергей Канаев сообщил, что ФАР проводит независимое расследование этой катастрофы.
Выступающие на митинге заявляли свои требования к властям – не допустить повышения транспортного налога и цен на бензин, не вводить безальтернативные платные дороги, не запрещать ксеноновые фары. Разговор неизбежно коснулся и коррупции в ГИБДД, а за ним – зависимости мировых судей. Председатель московского отделения Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров выступил за выборность мировых судей. Присутствующие его поддержали, выкрикнув, что выбирать надо не только мировых, но и всех остальных судей.
На претензии автомобилистов к законам и их исполнению на митинге ответил депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия» Валерий Гартунг. Он призвал активных автомобилистов чаще выступать со своими требованиями, потому что только при поддержке населения депутатам, представляющим меньшинство в Думе, удается провести некоторые законы.
Митинг автомобилистов продлился около двух часов. Но приблизительно через час после его начала некоторые участники начали расходиться. Дело в том, что часть пришедших, например молодые люди со значками «Солидарности» или с флагами «Нации свободы», еще планировали успеть к 15.00 на несанкционированный митинг на Пушкинской площади.
Митинг в окружении милиции
Станция метро «Пушкинская» за 10 минут до начала митинга выглядела очень мирно. На ней было неприлично мало милиции – на всю станцию всего четыре человека. Зато после выхода на Пушкинскую площадь было понятно, где находятся все остальные сотрудники правоохранительных органов – они плотным строем оцепили пространство между кинотеатром «Пушкинский» и памятником поэту. С другой стороны от памятника, собственно, и происходил несанкционированный митинг – там толпились активисты различных движений. С одной стороны от этой группы стояли сотрудники милиции, с другой – автобусы для задержанных.
Организатора акции и лидера движения «Левый фронт» Сергея Удальцова в этот момент на площади уже не было. Удальцова посадили в один из автобусов первым еще до начала акции. По словам активиста, за 10 минут до начала акции он общался с журналистами на Пушкинской площади, когда к нему подошли сотрудники милиции и предложили пройти с ними. После отказа его силой – за руки и за ноги -- затащили в автозак.
После задержания Удальцова ситуация на площади временно опять успокоилась – милиционеры спокойно сообщали присутствующим, что их действия незаконны, и предлагали разойтись. Участники митинга так же спокойно предлагали их не разгонять. Второй организатор акции Лев Пономарев в этот момент общался с журналистами, но им сотрудники милиции не интересовались. Правозащитник даже пожаловался, что в последнее время его в милицию не забирают, так что даже приходится оправдываться и доказывать, что он не провокатор – потому что сам организует акцию, в результате всех забирают, а его нет.
Спокойные споры участников митинга и милиции закончились, когда подошедшие активисты движения «Левый фронт» зажгли файеры, развернули небольшие плакаты и начали скандировать лозунги: в основном они сводились к тому, что необходимо отправить в отставку Лужкова, Громова и Путина. В этот момент сработало милицейское построение: забегая в толпу с одной стороны, милиционеры вытаскивали из нее активистов и тащили к автобусам, которые стояли ровно напротив. Так постепенно забрали всех наиболее активных – тех, кто разворачивал плакаты и скандировал лозунги. Более скромных оппозиционеров не трогали. Всего, по информации ГУВД Москвы, на Пушкинской площади было задержано около 70 человек из приблизительно 200 пришедших на митинг.
Когда все активные демонстранты были рассажены по автобусам, а пассивные все еще не расходились, сотрудники милиции сцепились и начали отжимать оставшихся оппозиционеров к метро. На этом бы все и закончилось, если бы на площадь не подошел депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия» Антон Беляков. Как ни в чем не бывало, он вышел на уже освободившуюся площадь и развернул плакат «Жуковский – Нью-Черкизон». Милиционеры тут же подбежали к нему и потащили к автобусу, но депутат показал им удостоверение, напомнил о депутатской неприкосновенности, а также о том, что одиночные пикеты согласовывать не надо. Когда милиционеры отошли, то же самое он объяснил оставшимся на площади демонстрантам, после чего еще несколько человек развернули плакаты, изображая одиночный пикет.
Несанкционированная акция закончилась только через час после начала, когда сотрудники милиции еще раз оттеснили оставшихся оппозиционеров к метро. Впрочем, некоторые из них поехали на Чистопрудный бульвар – там организаторы «Дня гнева» провели санкционированный властями Москвы пикет. По словам Льва Пономарева, заявка на него была подана специально, чтобы «иметь возможность для маневра». «Которой мы и воспользовались, после того как разогнали акцию на Пушкинской площади», -- заявил Пономарев. На Чистопрудном бульваре добравшиеся до него демонстранты уже на законных основаниях и с позволения милиции прокричали те же самые лозунги.