За последние 18 лет в России стали пить в два раза больше. И это только официальная статистика. Депутаты Госдумы, обсудив во вторник проблему алкоголизации населения, решили вспомнить о десятках антиалкогольных законопроектов, ждущих своего рассмотрения. И обещали Геннадию Онищенко, что алкогольное лобби в борьбе за спасение россиян не пройдет.
Во вторник в Госдуме в очередной раз обсудили меры, направленные на сокращение потребления алкоголя в России. В парламентских слушаниях кроме депутатов приняли участие ученые, общественники, представители региональных органов власти, духовенства и главный санитарный врач Геннадий Онищенко.
По официальной статистике уровень потребления алкоголя на душу населения вырос почти в два раза -- с 5,38 л этанола в 1990 году до 10 л в 2008 году. С учетом нелегального оборота спиртосодержащей продукции реальные цифры почти вдвое выше -- 18 л. По данным ВОЗ, относительно безопасная для человека доза -- 2 л этанола в год (5 л водки).
«Главная особенность русского пития -- большие дозы крепкого низкокачественного алкоголя и скромная закуска», -- охарактеризовал национальную традицию зампредседателя думского комитета по охране здоровья Николай Герасименко. Он подчеркнул: миф о том, что в России всегда много пили, -- лишь миф. «В 1913 году в России на одного человека приходилось 2,5 литра этанола в год. Это была одна из самых «трезвых» стран», -- сказал он.
Геннадий Онищенко назвал «черной исторической датой» 1994 год, когда была снята госмонополия на продажу алкоголя. Вопреки распространенному мнению, по данным эксперта, водка приносит в бюджет не слишком большие доходы -- они в 25 раз меньше, чем составляют расходы на лечение и возмещение наносимых ею экономических потерь.
Причины опасного увлечения россиян спиртным, как решили участники слушаний, известны. Главная из них -- доступность. Геннадий Онищенко посчитал: «В советские годы я на свою зарплату начинающего врача мог купить 40 бутылок водки. Сегодня на оклад без премий я могу купить 464 бутылки по госцене».
Меры противодействия растущему потреблению алкоголя знакомы и депутатам, и населению. По опросам «Левада-центра», треть россиян высказывается за «сухой закон». Существуют и менее радикальные, но, по опыту других стран, вполне эффективные меры. Уже написаны соответствующие законопроекты. Вице-спикер Госдумы Олег Морозов призвал депутатов «принять необходимые решения, тем более что многие из них лежат на поверхности». Правда, он не стал уточнять, что именно мешает ему и его коллегам по партии власти сделать это.
Временами в ходе разговора вспоминали о «всемогущем алкогольном лобби». В частности, о нем упоминал Геннадий Онищенко. Он провел параллель с табаком и заявил, что при принятии техрегламента на сигареты победу одержали «четыре крупнейших американских производителя». Чиновник открыто выразил опасения, что и с алкоголем произойдет то же самое.
Депутаты в ответ заявили о своей решимости и по итогам парламентских слушаний сами себе рекомендовали в очередной раз разработать законы: о пиве как алкогольном, а не слабоалкогольном напитке, о существенном повышении акцизов, об ограничении продажи крепкого алкоголя специализированными магазинами, об ограничении времени продажи -- с 11.00 до 19.00, о полном запрете прямой и косвенной рекламы любых видов алкогольной продукции. По всей видимости, уже существующие редакции законопроектов на этот счет, годами накопленные Думой, депутатов не устраивают, и их снова будут переписывать.