4 ноября истекает срок, отведенный Европейским судом по правам человека России на создание эффективных средств защиты прав граждан в случае длительного неисполнения судебных решений. Выполняя требования Евросуда, российские ведомства разработали соответствующий законопроект. Документ не прописывает ни сроки разумности, ни размер компенсаций, но в скором времени будет внесен на рассмотрение в Госдуму.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) потребовал от Российской Федерации реформировать систему исполнения судебных решений Евросуда на основании иска Анатолия Бурдова против РФ.
Ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС обращался в ЕСПЧ дважды. В 2000 году он жаловался, что ему, несмотря на положительные решения российского суда, не выплачиваются компенсации вреда здоровью, причиненного при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В 2002 году Страсбургский суд обязал Россию выплатить Бурдову все причитающиеся пособия, а также компенсировать моральный ущерб. Но еще через два года Бурдов снова был вынужден обратиться к европейскому правосудию. Теперь жалоба состояла в том, что решения российских судов выполняются слишком долго и выплат приходится ждать по два-три года.
Подобная жалоба от россиян в Страсбурге была не одна -- суд был завален исками против России, касающимися длительности исполнения судебных решений. Поэтому Евросуд в постановлении к делу Бурдова обязал российскую сторону не только выплатить компенсацию истцу, но и в течение шести месяцев разработать эффективную систему внутренней защиты прав граждан в случае длительного исполнения судебных решений. При этом ЕСПЧ приостановил рассмотрение аналогичных жалоб против России, чтобы с истцами было заключено мировое соглашение, и объявил годичный мораторий на рассмотрение таких дел от россиян.
Решение ЕСПЧ вступило в законную силу 4 мая 2009 года.
Ответ России
Для выполнения требований Европейского суда в России при администрации президента была создана рабочая группа для разработки закона, который позволит защищать права граждан.
В рабочую группу под руководством советника президента Вениамина Яковлева вошли ведомства, связанные с исполнением судебных решений: Министерство юстиции в лице аппарата уполномоченного РФ при ЕСПЧ, служба судебных приставов, Верховный и Высший арбитражный суды, Министерство финансов и Федеральное казначейство.
Сейчас подготовленный рабочей группой законопроект проходит межведомственное согласование, после чего будет внесен на рассмотрение в Госдуму.
Кому и сколько платить
Директор правового департамента Минфина РФ Светлана Ячевская пояснила Infox.ru, что предусмотренная законопроектом компенсация «за нарушение права на судопроизводство и исполнение судебных актов в разумные сроки» не подменяет возмещение морального и материального вреда, а существует наравне с ними.
В документе нет четких критериев «разумности срока». Определять, насколько обоснованной была задержка в исполнении того или иного судебного акта, в каждом конкретном случае придется судье. «Если брать практику ЕСПЧ, то в среднем разумный срок исполнения судебного акта -- шесть месяцев. Но Евросуд всегда внимательно разбирается в причинах, которые привели к неисполнению судебного решения. Иногда разумными признаются сроки и в год, и в два», -- пояснил Infox.ru заместитель начальника отдела организации работы по исполнительным производствам ФССП Иван Плюшков.
Нет определенности и с размером компенсаций. «В соответствии с частью 2 статьи 3 проекта федерального закона, размер компенсации определяется судом, который исходит из требований заявителя, обстоятельств дела, длительности нарушений, значимости и последствий нарушений для заявителя. При этом учитываются принципы разумности и справедливости и практики ЕСПЧ. В соответствии с прецедентами ЕСПЧ сумма компенсаций, как правило, колеблется от 1 до 4 тыс. евро», -- рассказал Иван Плюшков.
С такой позицией не может согласиться Минфин РФ. Во-первых, из-за отсутствия возможности рассчитать размер расходного обязательства Российской Федерации (расходное обязательство означает обязанность России предоставить средства из федерального бюджета; то есть средства должны быть предусмотрены в соответствующем законе о бюджете; это относится в равной степени и к бюджетам субъектов и местным бюджетам). А во-вторых, из-за создания социальной несправедливости: в России размеры иных выплат и компенсаций во много раз меньше компенсации, предлагаемой законопроектом. «Мы должны исходить из сегодняшних российских реалий и возможностей бюджета», -- уточняет Ячевская.
Несмотря на возражения Минфина, вопрос о критериях разумного срока и размере компенсаций в законе, скорее всего, отражен не будет, считает Светлана Ячевская. Минфин возлагает надежды на пленумы высших судов, на которых и будут выработаны соответствующие рекомендации судьям.
Мораторий давно устарел
Впрочем, по мнению чиновников, решение ЕСПЧ запоздало, и та системная проблема, на которую указывает Европейский суд, в России уже решена.
«Эта проблема возникла в конце 90-х годов, когда плохо финансировались пенсионные органы и органы социального страхования. После принятия резолюции по первому делу Бурдова были внесены изменения в законодательные акты, которые позволили уйти от этой проблемы, -- пояснил Иван Плюшков. -- Сейчас основная масса исков в ЕСПЧ связана с длительностью исполнения судебных решений в начале 90-х -- конце 2000-х годов. Я считаю, что на сегодняшний день проблем с исполнением судебных решений по искам пострадавших при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в России нет».
Светлана Ячевская прояснила ситуацию с выплатой социальных пособий истцу, ставшему причиной моратория в отношении России. «Проблемы с Анатолием Бурдовым возникли, так как государство не смогло отследить двойные выплаты, -- объяснила представитель Минфина. -- Получалось, что компенсации выплачивались и на местном уровне, и на федеральном. Сейчас по чернобыльцам мы полностью перевели выплаты на уровень органов социальной защиты на местах».
Сегодня, по словам Ячевской, у Министерства финансов нет сложностей с исполнением судебных решений -- все они выполняются в установленный законом трехмесячный срок.
Исключения составляют неисполнимые судебные решения -- когда судебный акт не соответствует требованиям бюджетного кодекса. «Например, Минфин может выполнить только судебный акт, который выражен в валюте Российской Федерации, -- уточнила собеседница Infox.ru. -- Судебное решение вроде «обеспечить инвалида инвалидной коляской» мы исполнить не можем, так как оно не соответствует порядку, установленному Бюджетным кодексом». «При этом Минфин использует свое процессуальное право на изменение порядка и способа исполнения судебного акта или разъяснения суда с целью их последующего исполнения», -- привела пример Светлана Ячевская. Подобные судебные решения и порождают проблемы с их исполнением.