Дмитрий Медведев в своих поправках, направленных на гуманизацию наказаний за экономические преступления, предложил отменить ст. 173 УК (лжепредпринимательство). Кроме того, предлагается сузить применение статьи об отмывании денег, а также усилить ответственность чиновников за препятствование предпринимательству.
Президент России Дмитрий Медведев в пакете поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, направленных на гуманизацию наказаний за экономические преступления, предлагает отменить ст. 173 УК России (лжепредпринимательство). Поправки были внесены в Госдуму накануне.
Как сообщает пресс-служба Кремля, правоприменительная практика показывается, что эта статья практически не применяется. «Связано это с неопределенностью ее формулировки, а также с тем, что предусмотренные в ней деяния охватываются другими составами преступлений. По изложенным причинам эту статью предлагается признать утратившей силу», -- говорится в сообщении.
Отмывание денег
Ч. 1 ст. 174 УК (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления), напротив, по мнению Кремля, применяется неоправданно широко. Отсутствие в этой статье указания на цель придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению деньгами или иным имуществом приводит к тому, что лицу, обвиняемому, например, в незаконном предпринимательстве, в случае совершения им любой покупки дополнительно инкриминируют и ст. 174 УК Российской Федерации.
В связи с этим ч. 1 ст. 174 УК предлагается изложить в новой редакции, устраняющей отмеченные недостатки.
Незаконное предпринимательство
Законопроектом предлагается усилить ответственность должностных лиц за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.
Также глава государства предлагает изъять из ст. 171 (незаконное предпринимательство) и 172 (незаконная банковская деятельность) УК России указание на «нарушение лицензионных требований и условий».
«Неопределенность этой законодательной формулировки по отношению к действиям предпринимателей и банкиров приводит к расширительному ее толкованию, а в ряде случаев открывает возможности для злоупотреблений. В связи с этим указанную формулировку из диспозиций обеих статей предлагается исключить», -- поясняют в пресс-службе Кремля.
Смягчение наказания
О намерении смягчить наказание за преступления в экономической сфере Медведев заявил в минувшую субботу на встрече с представителями предпринимательского сообщества в Барвихе. Он напомнил, что в декабре 2009 года уже подписаны законы, которые позволяют применять к осужденным за нетяжкие преступления наказание, не связанное с лишением свободы.
Применительно к налоговым преступлениям увеличен в шесть раз размер так называемого крупного и особо крупного размера причиненного ущерба, «для того чтобы квалификация по такого рода действиям была более адекватной сегодняшней экономической жизни». Подозреваемого или обвиняемого в совершении налоговых преступлений теперь по этим правилам также нельзя сразу взять под стражу, это возможно лишь в определенных случаях.
Кроме того, как сообщалось накануне, Медведев предложил Госдуме принять поправки, предполагающие заключение под стражу только в исключительных случаях. Для остальных же подозреваемых, особенно в преступлениях в сфере экономики, предполагается расширить применение ст. 106 УПК (залог): по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести залог не может быть менее 100 тыс. рублей, а по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях – менее 500 тыс. рублей.