В тяжелой ситуации, сложившейся на «АвтоВАЗе», виновато его прежнее руководство. Как выяснила Счетная палата, после начала кризиса менеджмент не спешил принимать антикризисные меры, а в конце концов принятая программа по сокращению издержек оказалась неэффективной.
В бедственном положении «АвтоВАЗа» виноват его прежний менеджмент, утверждает Счетная палата. Как пишет газета «Ведомости», к такому выводу аудиторы пришли в ходе проведенной в октябре-ноябре проверки работы автозавода в 2008-2009 годах.
В соответствии с утвержденным коллегией Счетной палаты отчетом продажи «АвтоВАЗа» начали падать в ноябре 2008 года. 30 марта 2009 года правительство одобрило выделение «АвтоВАЗу» госпомощи на сумму 25 млрд руб. Как говорится в отчете Счетной палаты, господдержка позволила бы предприятию сохранить «оборотные средства и средства для развития производства, за счет чего удержать свою долю на рынке (даже в условиях общего падения спроса), а также избежать массовых увольнений… персонала». При этом Минпромторг прогнозировал, что бюджетные вливания и общие меры поддержки автопрома позволили бы автогиганту реализовать дополнительно 250 тыс. машин. Но этого не произошло, констатируют аудиторы.
Руководство «АвтоВАЗа» тем временем реализовывать антикризисные меры не спешило. С опозданием сокращалось производство машин, что стало причиной затоваривания. Остатки автомобилей на складах выросли с 17 тыс. на начало 2008 года до 102 тыс. на начало 2009 года. Еще в марте прошлого года предполагалось, что продажи составят 669 тыс. машин, но уже к концу года стало понятно, что они будут как минимум на 40% ниже.
Из-за завышенного прогноза продаж «поехали» все финансовые показатели предприятия, а планы долгосрочного развития «АвтоВАЗа» тоже оказались под вопросом. Кроме того, мартовская антикризисная программа оказалась неэффективной. Например, задача частичного снижения запасов была решена не за счет мер по стимулированию продаж, а за счет полной остановки завода в январе и августе. Простои обошлись «АвтоВАЗу» в 7,7 млрд руб., говорится в отчете. Не оправдалась и ставка на завоевание рынков Урала, Сибири и Дальнего Востока.
При этом «АвтоВАЗ» слишком поздно начал заниматься реализацией долгосрочных планов -- лишь в середине 2009 года, когда уже находился в кризисе, а госпомощь была получена.
Проблемы «АвтоВАЗа»
В 2009 году «АвтоВАЗ», являющийся градообразующим предприятием, из-за падения спроса на его продукцию испытывал серьезные финансовые проблемы, а СМИ и эксперты обсуждали возможность закрытия или перепрофилирования предприятия. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за 11 месяцев прошлого года продажи автомобилей сократились на 45%, до 321,6 тыс.
В прошлом году правительство направило предприятию 25 млрд руб. через «Ростехнологии», а также разработало программу по выходу «АвтоВАЗа» из кризиса, предписывающую акционерам определить непрофильные производства, после чего выделить их или продать. Кроме того, «АвтоВАЗ» должен перевести часть персонала в дочерние предприятия с сохранением условий оплаты труда. В обмен государство выделяет ему дополнительную финансовую помощь в 50 млрд руб., а также безвозмездно принимает в госсобственность объекты здравоохранения и социально-культурной сферы «АвтоВАЗа».
Накануне «АвтоВАЗ», на складах которого остается до 60 тыс. непроданных автомобилей, возобновил производство после новогодних праздников. Как ожидается, с нового года ВАЗ-2106, ВАЗ-2107 и машины семейства «Лада Самара» будут выпускаться пять дней в неделю в две смены, Lada Kalina -- по одной восьмичасовой смене в день, Lada Priora – четыре дня в неделю в две смены.