Падение стоимости бриллиантов и алмазов вынудило производителей оперативно принять меры для восстановления цен.
Быстрые и масштабные решения пришлось принимать мировым производителям алмазов. De Beers и Алроса на фоне 20-35% падения цен вынуждены более лояльно подходить к выбору клиентов и менять условия сотрудничества.
Отрасль испытала заметный подъем во время пандемии COVID-19, однако со временем спрос на драгоценные камни упал. Способствовало этому не только восстановление экономик после пандемии, но и проблемы на ведущих рынках США и Китая. Негативно сказалось на ценообразовании и развитие индустрии лабораторных алмазов в Китае.
В результате оптовые цены на алмазы упали на 20%, а обработанные камни просели еще сильнее - падение цен доходит до 35 процентов. Продажи крупных корпораций заметно снизились. Так, De Beers достигли минимальных показателей, которые последний раз фиксировались в 2016 году.
Корпорация была вынуждена пересмотреть свои условия выбора покупателей и регламент продаж. Но даже эта мера не позволила ей выйти на предполагаемые 400-500 млн долларов: сумму актуальных сделок при всей гибкости, проявленной компанией, составила лишь 80 млн долларов.
Российская АЛРОСА оказалась в еще более сложной ситуации и прекратила продажу камней на 2 месяца. Более гибкие условия для покупателей и сокращение предложения принесли свои плоды: падение цен прекратилось. Отрасль ожидает постепенного восстановления рынков. Однако эксперты предупреждают, что падение цен вызвано не только внешними факторами, но рядом структурных проблем в отрасли, которые могут негативно сказаться на спросе в перспективе.
Вызывает опасение и решение ЕС о вводе санкций к российской алмазной промышленности. Эксперты отмечают, что пока отсутствует информация о конкретных параметрах санкций, но их вероятность так или иначе повлияет на рынок.
Исполняющий обязанности постпреда России в ЕС Кирилл Логвинов заявил, что инициатива Евросоюза по исключению алмазов российского происхождения с рынка не только противоречит международным правилам торговли, но и ставит под удар интересы развивающихся стран, включенных в цепочку производства бриллиантов.