Профильный комитет Госдумы предложил предоставить российским регионам больше финансовой свободы.
По мнению депутатов добиться большей самостоятельности регионов в финансовом плане можно за счет предоставления им нецелевых трансфертов. Такие средства региональные власти смогут тратить по своему усмотрению, что позволит им быть более гибкими финансово.
Кроме того, авторы инициативы отметили, что социально-экономическое развитие и бюджеты российских регионов сильно различаются. В большинстве субъектов объем первоочередных затрат настолько высок, что средств на развитие региона фактически не остается.
Проблемы дифференциации регионов появилась не вчера. Попытки федерального центра выравнять ситуацию по региональным бюджетам эксперты признают недостаточными. Усугубила ситуацию и пандемия.
Как отмечают аналитики, разрыв в уровне благосостояния населения, состояния бизнеса и показателей бюджета в субъектах существенен и продолжает увеличиваться. В ситуации санкционных ограничений развитие субъектов будет еще в большей степени завязано на отраслевую структуру экономики в том или ином регионе.
Очевидно, что положительной динамики следует ожидать от тех субъектов, где реализуются крупные сырьевые проекты. Будут активно развиваться и регионы, чья экономика ориентирована на азиатские рынки.
В Госдуме отметили, что в стремлении нивелировать различия между регионами федеральный центр вынужден направлять все больше средств в местные бюджеты. По проекту бюджета на 2023 год затраты на выравнивание составят 823 млрд рублей против предполагаемых 758,6 млрд.
Депутаты считают, что решение проблемы по сокращению различий в социально-экономическом уровне в регионах должно стать приоритетным в формировании межбюджетных отношений.
По мнению депутатов нецелевые трансферты позволят местным бюджетам стать более гибкими, помогут более эффективно расходовать поступающие средства. По мнению экспертов также стоит поменять вектор бюджетных дотаций с целевых на нецелевые.
По мнению аналитиков данный вопрос относится не только непосредственно к бюджетной сфере, но и к принципам организации управления внутри страны. Эксперт пояснил, что схема, при которой власти на местах по большей части транслируют решения федерального центра, приводит к снижению инициативности регионов и изменить данную систему частично можно с помощью регулировки доли нецелевых и целевых дотаций в российские субъекты.
Стоит отметить, что первые шаги к изменениям были предприняты уже этим летом, когда правительство ввело новый, широкоцелевой формат субсидирования, не привязанного к определенному результату, однако специалисты считают данный инструмент недостаточно эффективным.
По мнению депутатов, выступивших с инициативой введения нецелевых трансфертов, формализация регионального субсидирования позволит не только дать регионам больше свободы в принятии решений, но и способствует улучшению их бюджетного планирования.