Санкции, падение рубля и другие нюансы экономики не могли не коснуться транспортной сферы.
РБК подробно рассказали о логистических изменениях, которые уже произошли и оценили перспективу для России.
Что с логистикой
Уже через 2 недели после начала спецоперации на Украине начался отток грузовых и логистических компаний с рынка. Оставшиеся заняты поиском новых путей поставок и подготовкой к неминуемому росту тарифов на перевозку.
По словам председателя Объединенной ассоциации перевозчиков Богдана Артеменко, логистические маршруты и цепочки изменятся, а цена иностранных товаров для конечного потребителя увеличится еще и потому, что для доставки буду привлекать дополнительных посредников.
Крупные представители рынка международной логистики изменили условия работы с Россией: так, Maersk (крупнейший в мире контейнерный оператор) временно приостановил прием заявок на перевозку продовольствия, гуманитарных и медицинских грузов в Санкт-Петербург, Калининград и Новороссийск и в обратном направлении. С Дальним Востоком компания работает без изменений.
Порт Гамбурга отказался от обработки товаров из и в Россию за исключением продуктов питания и медикаментов в связи с принятыми ЕС санкциями.
Бронирование судов в Россию также приостановили морские линии MSC, Hapag-Lloyd и Yang Ming. Компании HMM и One ограничили бронирование в порта Санкт-Петербурга и Новороссийска.
Ограничения для транспортников
Транспортные компании сталкиваются с последствиями санкционных запретов: 27 февраля часть европейских стран закрыли небо для российских авиаперевозчиков, затем их примеру последовали США и другие страны. Россия ответила зеркальными мерами также запретив полеты в Россию и через ее территорию.
Судна под российскими флагами не могут входить в порты Великобритании.
Более двух недель закрыто судоходство в азовском море, где перегружалось преимущетсвенно зерно, уголь и нефтепродукты. Остановлена отправка грузов на Украину железнодорожным транспортом.
В настоящий момент терминалы Global Ports, которые обрабатывают практически каждый третий ввозимый и вывозимый из России контейнер, работают по утвержденному графику, однако в северо-западных терминалах действую ограничения во избежание затоваривания складов на фоне снижения темпов обработки российских грузов в Европе.
Руководитель логистического оператора RTSB-RUS Александр Баскаков подчеркивает, что при таких серьезных изменениях рынок может измениться кардинально.
По словам директора международного развития Pony Express Дениса Чеснокова, остановка морского фрахта, отсутствие авиасообщения и фактический разрыв привычных цепочек поставок не оставляю альтернатив для обслуживания импортного и экспортного потоков. Железнодорожный транзит через Украину также невозможен - поезда направляют через территорию Белоруссии.
ПЭК отмечает, что пограничные переходы в Литве работают, но на них сохраняются заторы в связи с возросшей нагрузкой: многие транспортники вынуждены доставлять отправление из Европы автотранспортом, транзитом через Литву
Закрытие воздушного пространства над Европой коснулось не только пассажирских перевозок: DHL приостановила сотрудничество с российским перевозчиком “Авиастар-ТУ”.
Чем грозят изменения
Часть проблем, с которыми столкнулись транспортные компании, появились отнюдь не сегодня - очереди на погранпереходах между Россией и ЕС, Белоруссией и Европой существуют уже не один год. Но нынешняя ситуация на Украине и введенные ЕС санкции эти проблемы усугубили.
С какими еще сложностями сталкиваются перевозчики и каковы их последствия?
Приостановка работы аэропортов на Юге России привела к переориентации грузопотоков на автодороги, что сказывается на сроках доставки - они увеличились на 3-4дня.
Пропускная способность погранпереходов с Китаем по прежнему ограничена в связи с пандемией. Самый загруженный из пропускных пунктов МАПП «Забайкальск-Маньчжурия» 10 марта пропустил всего 190 транспортных средств на въезд и выезд, на 11 марта в электронной очереди зарегистрировано 7234 фуры.
Санкции к северо-западным и черноморским портам России могут заметно снизить импорт медикаментов, продуктов питания и других товаров первой необходимости, перевозимых контейнерами.
Число компаний, работающих в европейском направлении с различными видами транспорта снизилось, многие водители просто отказываются от перевозки товаров автотранспортом из Европы.
Создают напряжение и санкции в банковской система: ограничение валютных операций и сложность расчетов с зарубежными контрагентами.
Указ Владимира Путина об обязательной продаже 80% валютной выручки также влечет за собой дополнительные расходы на конвертацию, что в долгосрочной перспективе приведет к уходу с рынка российских экспедиторов.
Разумеется все эти изменения не могут не сказаться на конечной цене товаров и услуг, поскольку на ее формирование влияют в том числе транспортные и логистические расходы. В свою очередь стоимость логистических услуг зависит и от лизинговых платежей, стоимости фрахта, затрат на заработную плату, стоимости топлива и общей рыночной и экономической ситуации.
По словам представителя Pony Express, стоимость логистики уже выросла из-за скачка валютного курса, хотя тарифы на перевозку еще не менялись.
Эксперты предполагают, что цены на товары и услуги будут расти в той же скоростью, что и доллар США.