Глава МИД России Сергей Лавров, выступая на сессии Генассамблеи ООН заявил о кризисных явлениях в международной антитеррористической коалиции. Он считает, что некоторые страны-участницы коалиции придерживаются двойных стандартов.
Глобальная антитеррористическая коалиция была создана после терактов 11 сентября 2001 года в США. По словам Лаврова, она стала проявлением беспрецедентной солидарности стран, которые отбросили старые фобии и стереотипы.
«Болезненный удар по единству антитеррористической коалиции нанесла война в Ираке, когда под оказавшимся ложным предлогом борьбы с террором и распространением ядерного оружия было нарушено международное право. Искусственно был создан глубочайший кризис, преодолеть который до сих пор до конца не удалось. Все больше вопросов возникает и в отношении происходящего в Афганистане», -- цитирует РИА «Новости» слова Лаврова.
«Эти и другие факторы позволяют говорить о кризисных явлениях в антитеррористической коалиции. Если поискать суть проблемы, то она, видимо, в том, что этой коалиции недостает коллективного начала, предполагающего равноправное участие всех в определении стратегии и, особенно, тактики действий», -- подчеркнул Лавров.
Глава МИД в своем выступлении напомнил присутствующим о позиции России по Южной Осетии и Абхазии. «Признание Россией Южной Осетии и Абхазии стало единственно возможной мерой обеспечения не только их безопасности, но и выживания их народов, учитывая весь опыт шовинистического отношения к ним грузинских руководителей -- начиная с грузинского лидера Гамсахурдиа, который в 1991 году под лозунгом «Грузия -- для грузин» потребовал депортировать осетин в Россию, отменил автономный статус Южной Осетии и Абхазии, а затем развязал против них войну. Тогда удалось остановить ее ценой многих человеческих жизней, создать миротворческие и переговорные механизмы, одобренные ООН и ОБСЕ», -- сказал Лавров. «Однако нынешнее грузинское руководство последовательно проводило курс на подрыв этих механизмов, прибегая к постоянным провокациям, и в итоге растоптало мирный процесс, начав новую кровопролитную войну в ночь на 8 августа», -- добавил он.
«С реализацией плана Дмитрия Медведева -- Николя Саркози, которому мы твердо привержены, обстановка вокруг этих двух республик должна окончательно стабилизироваться. Важно только, чтобы этот план неукоснительно выполнялся всеми. Настораживают предпринимаемые попытки переписать его задним числом в угоду Тбилиси. Думаю, все уже устали быть в роли статистов у грузинского режима, в словах которого нет ни доли правды и чьи внешнеполитические действия направлены исключительно на провоцирование конфронтации в мире ради решения своих собственных задач, не имеющих ничего общего с задачами обеспечения безопасности на Кавказе», -- подчеркнул Лавров.
«Сегодня необходимо проанализировать кавказский кризис с точки зрения его последствий не только для региона, но и для всего международного сообщества», -- отметил российский министр.
Лавров не смог обойти стороной информационную войну, которую развернули некоторые западные СМИ в ходе вооруженного конфликта в Южной Осетии. «События августа лишний раз заставляют задуматься об ответственности за честное освещение происходящего. Искажение действительности осложняет международные усилия по урегулированию конфликтов и кризисов, возрождает худшую практику эпохи «холодной войны», -- сказал Лавров. «Если мы хотим, чтобы правда вновь не стала «первой жертвой войны», необходимо сделать соответствующие выводы, в том числе в плане развития положения Декларации 1970 года о принципах международного права о том, что «государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн». В этом русле идут недавно одобренные Комитетом министров Совета Европы «Руководящие принципы по защите свободы слова и информации в ситуации кризисов». Предлагаем, чтобы и ООН сказала свое слово по этой проблеме -- уже в универсальном контексте», -- отметил российский министр.