В петербургских новостройках закрываются магазины: причины и последствия для жителей.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области наблюдается увеличение предложения аренды коммерческих объектов на первых этажах жилых зданий, тогда как интерес к таким видам недвижимости снижается. Увеличение конкуренции среди арендаторов и клиентов приводит к закрытию ресторанов и магазинов, а ротация арендаторов значительно возрастает.
В первой половине 2025 года каждая десятая арендуемая площадь в новостройках сменила своего арендатора, как сообщили агентству РБК Петербург риелторы и консультанты по недвижимости. В первом полугодии 2025 года на рынке аренды коммерческих помещений в стрит-ретейле (первый этаж жилых зданий) количество объектов увеличилось на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 2,1 тысячи.
Об этом сообщила Ирина Кущ, региональный директор по работе с клиентами «Авито Недвижимость». Основным источником увеличения стали новые объекты.
При этом спрос на аренду упал на 2% в годовом исчислении. Основная часть запросов (82%) направлена на площади до 100 квадратных метров, тогда как большие помещения (до 300 кв. м) интересуют лишь 16% потенциальных арендаторов, а более просторные — всего 2%.
«В последние месяцы к нам поступает множество предложений по объектам, находящимся в новых жилых комплексах как в городе, так и в области. В большинстве случаев это стандартные помещения от застройщиков, которые, мягко говоря, не слишком утруждали себя и отводили площади под коммерцию по 50−100 квадратных метров. Обычно в одном жилом комплексе можно встретить 5-7 популярных форматов торговли и общественного питания. Дальше начинается борьба за клиентов, и не все могут выдержать эту конкуренцию», — рассказала Полина Фиофилова, директор по развитию компании KNRU.
В первой половине 2025 года наблюдается увеличение ротации арендаторов на рынке встроенных коммерческих помещений в новых жилых домах, утверждают эксперты консалтингового центра «Петербургская недвижимость» (входит в Setl Group). По их данным, арендаторы сменились в 10% от общего числа помещений (что составляет 9% по совокупной площади). Это на 3 процентных пункта выше показателя за тот же период прошлого года.
«Наибольшая динамика наблюдается среди арендаторов в сегменте общественного питания и непродовольственных товаров. В частности, кафе, закусочные, кофейни, столовые и буфеты традиционно имеют высокую частоту смены арендаторов. Это прежде всего связано с жёсткой конкурентной средой и высокой чувствительностью к изменениям спроса, особенно среди небольших операторов», — уточнила Светлана Московченко, заместитель директора КЦ «Петербургская недвижимость».
По её словам, ротация арендаторов в сегменте продаж непродовольственных товаров (одежда, товары для детей и прочее) остаётся на высоком уровне в стрит-ретейле новых жилых районов уже на протяжении нескольких лет. «Это связано с продолжающимся смещением потребительских предпочтений в пользу онлайн-каналов и укреплением позиций этого формата в крупных торговых центрах», — добавила Светлана Московченко.
По информации KNRU, в первой половине 2025 года лидерами по количеству открытий в стрит-ретейле стали арендаторы из области общественного питания (почти 50% от общего числа), на втором месте оказались пункты выдачи заказов (12%), а на третьем — продуктовые магазины (около 5%). В «Авито Недвижимости» подчеркивают, что в текущем году продуктовые ритейлеры запускают новые форматы магазинов, рассчитанные на площади не более 150-200 кв. метров. Ранее эти же компании искали для аренды помещения, начиная от 500 квадратных метров.
Примерами таких новых минимальных форматов являются «Дикси Go», «Магнит рядом» и «Около» от X5 Group. Помимо уменьшения размера арендуемых площадей, Полина Фиофилова выделяет ещё одну тенденцию — гибридную аренду. «Сейчас очень актуальны гибридные форматы и коллаборации, когда работа ведётся как в онлайн, так и в офлайн-режиме, а аренда помещений делится между несколькими партнёрами. Если взять хорошее помещение в шаговой доступности от метро и разделить затраты, это сделает платежи более доступными. При этом очень важно выбрать подходящих партнёров для создания синергии», — считает эксперт.
Эксперты также отмечают, что в ситуации снижения спроса и растущей ротации арендаторов важны не только гибкие условия аренды, но и активное продвижение бизнеса. Успешные арендаторы начинают использовать социальные сети и цифровую рекламу для привлечения клиентов, что стало особенно важным в условиях изменений в потребительских предпочтениях.
Кроме того, увеличивается интерес к локальным брендам и уникальным концепциям, которые могут привлечь внимание жителей новых жилых комплексов. На этом фоне возможность адаптации под новые тренды становится ключевым фактором выживания в условиях конкуренции.