Запрет на четыре китайских бренда грузовых автомобилей в России создает новые вызовы для «КамАЗа».
Грузовые модели таких брендов, как Dongfeng, Foton, FAW и Sitrak, были определены в России как угроза безопасности водителей и пассажиров в связи с серьезными нарушениями норм безопасности. Росстандарт отозвал одобрение типов транспортных средств (ОТТС) для большого числа автомобилей этих марок. По мнению автомобильных экспертов, данное решение становится возможностью для «КамАЗа» улучшить свои позиции на фоне существующих проблем.
Росстандарт ввел запрет на импорт и реализацию в России грузовиков китайских брендов Dongfeng, Foton, FAW и Sitrak, которые составляют конкуренцию отечественному производителю «КамАЗ». Основной причиной этого стали серьезные нарушения стандартов безопасности, увеличивающие вероятность попадания в аварию.
В официальном заявлении на сайте ведомства сообщается: «Запрет был основан на выявленных нарушениях обязательных требований, представляющих значительную опасность для жизни и здоровья водителей этих автомобилей и других участников дорожного движения».
Запрет касается тяжелых грузовиков, таких как Dongfeng (DFH4180), Foton (BJ4189), FAW (CA4250, CA4180), Sitrak (ZZHS), а также шасси Foton типа M4L.
Кроме того, под ограничения попадают грузовики типа Dongfeng (DFH5200B), Foton (H5) и FAW (JH6-B 8X4), для которых документы были выданы в других странах Евразийского экономического союза.
Комиссия обнаружила нарушения в области эффективности тормозных систем, уровня шума, идентификации управляющих элементов и систем экстренного вызова служб.
Было также зарегистрировано множество проблем, связанных с документацией — о нарушениях, касающихся установки ремней безопасности, рулевого управления, выбросов и содержания вредных химических веществ в грузовиках.
«Выпуск таких транспортных средств в регионе Российской Федерации под запретом. Все дистрибьюторы уведомили Росстандарт о приостановке реализации компрометирующих моделей», — сообщили в ведомстве.
Производители этих китайских грузовиков уже начали искать решения проблемы. Однако пока неясно, сколько автомобилей затронуты запретом. Списки с конкретными VIN-номерами подготовят представители компаний. Исправление выявленных нарушений для владельцев грузовиков будет бесплатным.
Кроме того, эксперты считают, что такой шаг Росстандарта может привести к повышению интереса к российским автомобилям, так как «КамАЗ» может использовать данную ситуацию для укрепления своей позиции на рынке и увеличения доли продаж. Важно отметить, что производители грузовиков из Китая будут обязаны внести коррективы и провести необходимые улучшения моделей с учетом требований безопасности, чтобы возобновить поставки на рынок России.
В то же время потребители могут оказаться перед выбором: пока китайские грузовики находятся под запретом, возможно увеличится спрос на подержанную технику, а также на новые модели «КамАЗа» и других российских производителей. Это даст дополнительный толчок для развития отечественной автомобильной промышленности.
Тревожные последствия
Бренд Sitrak, который занимает вторую позицию среди грузовых марок в России после «КамАЗа» и принадлежит крупной китайской компании Sinotruk Group (также владеющей брендом Howo), долгое время нарушал российское законодательство, утверждает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин в беседе с «Газетой.Ru».
«Sitrak пренебрегала российскими нормами и не проявляла желания соблюдать предписания отзывной кампании. Теперь они подверглись отзыву и получению запрета на ОТТС. Мы рассчитываем на наложение штрафных санкций. Другие китайские бренды также сертифицировали одни автомобили, а поставляли другие, находящиеся на складах», — отметил Шапарин.
По результатам исследования НАС (доступно редакции «Газеты.Ru») в России зарегистрировано 422 аварии с грузовыми автомобилями и шасси Sitrak и Howo, подлежащими отзыву (более 2000 автомобилей), которые продолжали движение. В большинстве случаев водитель и пассажиры подвергались высокой риске травм.
«Сотрудниками ГИБДД было зафиксировано 371 происшествие с повреждениями этих грузовиков легкой степени, 51 авария с тяжелыми повреждениями машин, и пять инцидентов, включая лобовые столкновения и перевороты», — добавили в НАС.
Главный редактор журнала «За Рулем» Максим Кадаков в беседе с «Газетой.Ru» также подчеркнул, что запрет на китайские грузовики стал ответом на многократные попытки недобросовестных практик.
«Производители и импортеры китайских грузовиков действительно иногда пренебрегают стандартами. И имеются неопровержимые факты, когда на рынок выходят машины, не совсем те, что сертифицированы: качество порой ухудшается, а иногда это делается умышленно. И есть вещи, которые не стоит игнорировать», — отметил эксперт.
В ответ на сложившуюся ситуацию, российские власти начали проводить более тщательные проверки всех иностранных производителей, а также вводить дополнительные меры контроля в сфере сертификации автомобилей. Это должно помочь улучшить безопасность на дорогах и защитить интересы потребителей.
Возможности для «КамАЗа»
Специалисты Национального автомобильного союза полагают, что сложившаяся ситуация с китайскими грузовиками может способствовать восстановлению «КамАЗа».
«Это решение благоприятствует «КамАЗу», в свете огромной затоваренности и перехода автопроизводителей на четырехдневную рабочую неделю. Это существенный удар. Временный запрет на поставку китайских автомобилей предоставит «КамАЗу» возможность передохнуть», — пояснил Шапарин.
Он также добавил, что запрет на китайские автомобили негативно скажется на строителях, лизинговых компаниях и финансовых учреждениях. Эти организации уже вложили средства в большие партии грузовиков, которые теперь невозможно продать, зарегистрировать или сдать в лизинг, отметил правозащитник.
«Владельцы таких автомобилей столкнутся с отказом в аннулировании электронных ПТС. Освободить регистрационные действия с этими автомобилями станет невозможно», — добавил Шапарин.
Директор консалтингового департамента SBS Consulting Дмитрий Бабанский в разговоре с «Газетой.Ru» подчеркнул, что ущерб китайским производителям от решений Росстандарта будет незначительным, поскольку российский рынок не является для них приоритетным. Отношение россиян к продукции китайских брендов также останется прежним, так как она всегда оценивалась как проблемная.
«Китайские грузовики уже имеют неоднозначное восприятие среди российских водителей: несмотря на их доступность, имеются проблемы с качеством сборки, сервисным обслуживанием и прочим», — отметил он.
В то же время Бабанский пришел к выводу, что запрет на китайские грузовики отражает глобальную тенденцию.
«Протекционизм становится общим мировым трендом. Поэтому в сложные времена логично, что правительство оказывается на стороне отечественных производителей», — заключил эксперт.
Кадаков также отметил, что действия Росстандарта вряд ли можно считать целенаправленным преследованием.
«Сейчас высказываются мнения о том, что против китайских брендов предпринимаются продуманные шаги, но оснований не доверять Росстандарту нет», — подвел итог он.
В условиях увеличения спроса на отечественную продукцию «КамАЗ» сможет адаптироваться к новым условиям рынка, внедряя инновации и улучшая качество своей продукции. Кроме того, создание системы поддержки производителей и развитие инфраструктуры для обслуживания грузовиков станут ключевыми факторами, которые помогут компании занять более устойчивую позицию на рынке. Необходимо также наладить сотрудничество с другими российскими брендами для создания комплексного предложения на рынке грузового транспорта.