Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

03:26
Москва
30 июля ‘25, Среда

Работа учёной Безруких: как чтение стимулирует развитие мозга в пожилом возрасте

Опубликовано

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Чтение в пожилом возрасте помогает развивать мозг и поддерживать когнитивные функции.

С детства многим говорят о том, что чтение приносит пользу мозгу. Но действительно ли это так или же это всего лишь метод для поддержания дисциплины? Ученые из Института когнитивных наук и нейронаук имени Макса Планка в Германии пытались получить ответ на этот вопрос. Профессор, доктор биологических наук и академик РАО Марьяна Безруких поделилась результатами своего анализа в интервью с KP.RU.

По словам специалиста, несмотря на значительные достижения в области нейронауки за последние две декады, мозг по-прежнему остаётся загадкой. Сегодня совершенно очевидно, что чтение — это не просто процесс восприятия текста глазами.

Это комплексная деятельность, которая включает внимание, память, контроль действий и активирует практически все области мозга, включая подкорковые структуры. При этом не существует единого «центра чтения», а задействуется сложная сеть различных мозговых структур.

Исследовать мозг — задача довольно непростая. Ранее ученые проводили жесткие эксперименты, включая удаление участков мозга у животных. Однако с появлением магнитно-резонансной томографии ситуация кардинально изменилась: теперь исследователи могут наблюдать за активностью мозга в реальном времени. Тем не менее, как подчеркивает Безруких, наблюдение процессов не означает их полное понимание.

Нейрофизиологи из Германии проанализировали результаты 163 научных исследований, посвящённых различным аспектам чтения — от восприятия текста до чтения на разных языках, как с артикуляцией, так и без. Такой объём информации никогда ранее не рассматривался с такой глубиной.

Итоги оказались весьма любопытными. Установлено, что оба полушария мозга участвуют в процессе чтения, но каждое из них отвечает за свои функции. Особенное внимание учёных привлекла активность мозжечка, который не только участвует в артикуляции как во время чтения вслух, так и при «беззвучном» прогоаривании текста, но и вовлечён во все аспекты речевой активности.

К тому же, как отметила профессор, левая часть мозжечка проявляет активное участие именно в смысловой обработке прочитанного, что стало одним из значительных открытий.

Многих интересует вопрос: действительно ли чтение повышает умственные способности? Ответ скрыт в нейропластичности — способности мозга перестраиваться, формировать новые нейронные связи и активировать ранее пассивные участки, пояснила Безруких.

Учёный уточнила, что чтение — это не врождённый навык, а тот, который требует обучения. Этот процесс создает новые пути передачи информации в мозгу, формируя полноценные нейросети.

Исследования показывают, что навык чтения включает 32 области мозга, что является рекордом для всех видов когнитивной активности. Чем сложнее текст и чем больше мы читаем, тем активнее формируются новые нейронные связи.

Таким образом, регулярное чтение действительно способствует развитию мозга, особенно если речь идёт о взаимодействии с глубокими и сложными материалами.

Но что происходит, если человек перестаёт читать? Безруких пояснила, что при однообразной деятельности без интеллектуальных стимулов мозг постепенно теряет свою активность и гибкость, что может привести к когнитивному упадку. Однако есть хорошая новость: мозг способен восстанавливаться даже в старшем возрасте.

Профессор привела в пример исследование, в ходе которого были обнаружены новые нервные клетки у 80-летнего человека. Это опровергает устаревшее мнение о том, что развитие мозга возможно исключительно в детстве. На самом деле нейропластичность сохраняется на протяжении всей жизни.

Вывод однозначен: активная умственная деятельность, охватывающая, в том числе, чтение, способствует поддержанию ясности ума, улучшает память и замедляет процессы старения. Важно продолжать овладевать новыми навыками — разгадывать кроссворды, играть на музыкальных инструментах, заниматься ручным трудом и, конечно, читать.

Недавние исследования также показывают, что чтение художественной литературы способствует улучшению эмоционального интеллекта. Вдумчивое чтение развивает способность сопереживать, понимание социального контекста и дружеловюбие, что может значительно улучшить межличностные отношения и качество жизни в пожилом возрасте.

Армения значительно увеличила экспорт овощей и фруктов в Россию
Реклама