Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) произвел замену главного конструктора легкого многоцелевого самолета «Байкал», который создается в качестве современного аналога известного советского самолета Ан-2, часто называемого «кукурузником».
На место 64-летнего Вадима Демина, который руководил проектом с самого его начала, назначен Александр Силин. Очевидец отметил, что он является «талантливым инженером из команды УЗГА».
Причины данной замены не раскрываются, а эксперты отмечают неожиданность такого решения. В частности, главный редактор портала Frequentflyers.ru Илья Шатилин подчеркнул, что смена главного конструктора происходит на фоне сообщений о том, что процесс производства самолета идет по плану, и что первые поставки в авиакомпании намечены на следующий год.
Тем не менее, руководитель направления «Реструктуризация и банкротство» в «Некстонс СТП» Арутюн Саркисян высказал предположение, что данная замена могла быть вызвана сугубо управленческими или даже личными мотивами, поэтому оценивать ее успешность можно будет лишь по итогам работы новой команды.
«Байкал» предназначен для выполнения различных задач, включая сельскохозяйственные работы, перевозку грузов и пассажиров, а также поддержку оперативной авиации. Самолет разрабатывается с акцентом на современное оборудование и технологии, что предполагает использование более эффективных двигателей и материалов.
Министерство промышленности и торговли выбрало УЗГА в качестве разработчика «Байкала» в 2019 году. Первый полет нового самолета состоялся в январе 2022 года, однако на тот момент на лайнер устанавливались американские двигатели. В комплексной программе развития авиации, утвержденной летом 2022 года, планировалось начать поставки «Байкала» в 2024 году.
Осенью текущего года президент России Владимир Путин запросил объяснения по поводу резкого увеличения заявляемой стоимости самолета и ненадлежащей сертификации. В ответ первый вице-премьер Денис Мантуров подтвердил, что для «Байкала» до сих пор отсутствуют отечественные двигатели и винты, однако он пообещал начать поставки в 2026 году.
Зимой 2025 года выяснилось, что в проекте существуют серьезные ошибки, на исправление которых потребуется не менее пяти лет и более десяти миллиардов рублей. Однако на сегодняшний день чиновники все еще уверены в возможности начала поставок самолета в следующем году. На данный момент ни двигатель, ни сам «Байкал» еще не получили сертификацию.
Дополнительно стоит отметить, что в условиях текущих экономических реалий и санкционного давления, данный проект становится особенно значимым для России. Успех «Байкала» мог бы способствовать не только восстановлению отечественного авиастроения, но и укреплению позиций на рынке легкой авиации.