Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

14:59
Москва
1 июля ‘25, Вторник

Нейропсихолог Ольга Шалина: особенности обучения детей-левшей

Опубликовано

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Нейропсихолог Шалина обсуждает проблемы обучения у детей-левшей, их особенности и методы поддержки, чтобы помочь им успешно адаптироваться в образовательном процессе.

Дети, которые предпочитают использовать левую руку, не уступают правшам в интеллекте, но у них наблюдаются свои уникальные способы обработки и восприятия информации. Специалисты считают, что этот аспект необходимо учитывать как родителям, так и педагогам в процессе обучения.

Ранее в образовательных учреждениях леворуким школьникам навязывали переучивание, заставляя их писать правой рукой. Однако со временем стало понятно, что такие действия не только не эффективны, но и причиняют вред психическому здоровью детей. Сегодня ученые обращают внимание на специфические характеристики мозговой активности левшей для разработки наилучших методов обучения, что становится особенно актуальным в свете роста числа таких детей.

Ольга Шалина, доцент кафедры педагогики и медицинской психологии Сеченовского университета, участвовавшая в исследовании нейропсихологических аспектов леворуких детей, отметила в беседе с KP.RU, что леворукость сама по себе не является аномалией. Тем не менее, такие дети могут испытывать специфические трудности, связанные с развитием памяти, освоением письма и обработкой информации.

Одной из общих проблем, с которыми сталкиваются левши, становится трудность в пространственном восприятии. В отличие от правшей, которые изображают объекты объемно, леворукие дети склонны к «распластанным» изображениям, что может приводить к затруднениям в изучении грамматики или арифметики. Особенно сложно им справляться с падежными конструкциями и сложными предлогами.

Шалина уточнила, что грамматические и пространственные структуры обрабатываются в одинаковых участках мозга, главным образом в теменно-височно-затылочной области. Это отвечает за так называемый «квазипространственный фактор», когда для понимания связей между понятиями, такими как «брат отца» или «отец брата», мозг размещает эти концепты в пространстве. Похожие механизмы применимы и при операциях сложения и вычитания, особенно с переходом через десяток.

Если ребенок испытывает трудности в учебе, независимо от доминирующей руки, Шалина предлагает вводить упражнения, направленные на развитие пространственного восприятия. К примеру, полезно играть в игры, которые требуют ориентации в пространстве, называть предметы с указанием их положения (сзади, спереди, сверху, снизу), выполнять движения в зеркало, координировать работу обеих рук или рисовать под углом. Также игра в бадминтон неведущей рукой может положительно сказаться на развитии логических навыков и счета.

Исследование показало, что слухоречевая память у леворуких детей развивается быстрее, чем зрительно-пространственная, что указывает на активность левого полушария мозга. В начале учебного процесса левши могут испытывать трудности с запоминанием информации на слух, но к четвертому классу эта проблема обычно исчезает.

Кроме того, выяснили, что около 71% детей-левшей проявляют гиперактивность, быстро устают и теряют сосредоточенность. Поэтому им особенно полезны активные занятия вне учебного времени и тренинги, направленные на развитие саморегуляции и устойчивости внимания.

Авторы исследования подчеркивают, что с возрастом леворукие дети допускают меньше ошибок, а их учебная эффективность увеличивается. Поэтому рекомендуется оказывать этим учащимся повышенное внимание на начальном этапе их обучения, создавая для них богатую и развивающую образовательную среду.

Помимо перечисленных методов, важно учитывать разницу в стилях обучения. Левши могут больше полагаться на визуальные и практические способы освоения материала.

Использование наглядных пособий, игровых методов и мультисенсорного подхода может значительно повысить их успеваемость и вовлеченность в учебный процесс. Важно учитывать личные интересы и сильные стороны каждого ребенка, что поможет развить их способности.

Следует также отметить, что создание комфортной и поддерживающей среды в классе и дома поможет леворуким детям чувствовать себя уверенно и развивать свои навыки в соответствии с индивидуальными потребностями. Родителям и учителям стоит уделять внимание эмоциональному состоянию таких детей, часто взаимодействуя с ними и поддерживая их в учебных начинаниях.

МВД Азербайджана: В офисе Sputnik в Баку были задержаны семь журналистов
Реклама