В Москве начинается реализация нового парка на месте бывшего монорельса. Этот проект преобразит городской пространство, добавив зелёные зоны и зоны отдыха.
По сообщению мэра Москвы Сергея Собянина, горожане высказали свое мнение о необходимости создания парка на территории бывшего монорельса в северо-восточной части столицы, воспользовавшись платформой «Активный гражданин». За это решение проголосовали свыше 147 тысяч жителей.
Монорельсовая линия была введена в эксплуатацию более 20 лет назад, однако так и не стала важной частью транспортного каркаса города и не завоевала популярности среди москвичей, как отметил мэр. Устаревшие технологии, которые когда-то были новинкой, теперь не отвечают современным требованиям.
За последние десять лет количество пассажиров упало в десять раз. Сегодня менее 2 тысяч человек ежедневно пользуются этой линией, из которых только 150 — это местные жители, остальные в большинстве своем составляют туристы.
Стоимость поездки для одного пассажира составляет около 1500 рублей, что практически в 20 раз превышает стоимость проезда в метро. Более того, новые поезда для монорельса в настоящее время больше не выпускаются, а восстановление вагонов и организация производства новых обойдутся в 20 миллиардов рублей — столько же, сколько стоимость 130 новых вагонов метро.
«В знак уважения к историческому прошлому, в парке останется несколько вагонов монорельса», — добавил Собянин.
На базе инфраструктуры, связанной с монорельсом, будет создана прогулочная зона на высоте 6 метров общей площадью более 40 тысяч квадратных метров. Здесь предусмотрены беговые дорожки, аллеи, кафе и места для отдыха. Похожие проекты уже внедрены в крупных городах, таких как «Хай-Лайн» в Нью-Йорке и «Гудс-Лайн» в Сиднее, которые были построены на месте старых железнодорожных путей, а также «Скайгарден» в Сеуле, где преобразовали автодорожную эстакаду.
Новая зеленая зона соединит пять районов, где проживают 300 тысяч жителей. Ожидается, что парк сможет принимать до 20 тысяч посетителей в день.
«Парк станет новой туристической достопримечательностью столицы, откуда открывается великолепный вид на Останкинскую телебашню, колесо обозрения «Солнце Москвы», павильоны ВДНХ и Останкинский парк», — пообещал мэр.
В 2020 году «Ведомости» со ссылкой на источники в мэрии сообщили о планах закрыть монорельсовую линию в ближайшее время из-за высоких затрат на ее эксплуатацию и отсутствия будущего у данного вида транспорта. Однако позже было решено провести поэтапную модернизацию монорельса: в частности, до 2024 года планировалось восстановить работу транспортного парка и увеличить количество составов с двух до пяти-шести, а к 2027 году — разработать новые поезда с беспилотной системой управления.
В начале июня 2025 года НИИ «МосТрансПроект» выступил с предложением создать круглогодичный парк на месте монорельсовой линии на северо-востоке города. Прогулочная зона объединит крупнейшие парки, такие как «Яуза», ВДНХ, «Останкино», Ботанический сад и Тимирязевский парк, с ожидаемым числом посетителей в 20 тысяч человек в сутки.
Проект нового парка также будет включать элементы устойчивого развития, такие как системы сбора дождевой воды и солнечные панели, что активно поддерживается городскими властями. В планах — создание программ по экопросвещению для жителей и туристов, что позволит подчеркнуть важность защиты окружающей среды.