В России наблюдается рост импорта автомобилей, которые не пользуются спросом в Китае.
Китай стал источником поставок автомобилей в Россию, причем это касается как новых машин с минимальным пробегом, так и подержанных. Об этом сообщил председатель совета директоров компании Great Wall Motors (GWM) Вэй Цзяньцзюнь, как отмечает газета «Известия».
По утверждению эксперта, на китайских платформах по продаже автомобилей, таких как DoCar, Guazi и Xianyu, действует около трех-четырех тысяч продавцов, предлагающих автомобили с сомнительной историей, которые на самом деле являются почти новыми. Это делается для создания видимости высокого уровня продаж, пояснил он.
Причины подобной ситуации кроются в исторически высоком уровне производства автомобилей в Китае (в 2023 году объем достиг 31 миллиона единиц) и снижении прибыльности. Производители оказывают давление на дилеров, требуя увеличить объемы запасов, и те, стремясь к выполнению планов по продаже, начинают предлагать «залежалый товар» перекупщикам. Таким образом, автомобили попадают в статистику продаж, но фактически остаются на складах, в то время как продавцы автомобилей с пробегом могут использовать государственные субсидии и предоставить скидки на фактически новые автомобили.
Несмотря на то, что подобные схемы могут быть выгодными в краткосрочной перспективе, они создают риски для покупателя. Автомобили с сомнительной историей могут иметь скрытые дефекты, что приведет к дополнительным затратам на ремонт и обслуживание. В связи с этим эксперты рекомендуют быть внимательными при приобретении таких автомобилей и проверять их историю с помощью специализированных сервисов.
Кроме того, локальные автопроизводители в России начинают активно бороться за рынок, предлагая конкурентоспособные электромобили и гибридные решения, что может уменьшить зависимость от импорта подержанных автомобилей. Аналитики прогнозируют, что в будущем рынок автомобилей в России продолжит трансформироваться, и предпочтения покупателей будут сдвигаться в сторону более экологичных и экономичных транспортных средств.
Согласно данным Ассоциации автомобильных дилеров Китая, в 2024 году доля подержанных автомобилей на рынке достигла 12,7%, увеличившись на 7,2 процентных пункта с 2020 года. В прошлом году в Китае было продано 15,7 миллиона подержанных автомобилей (что на 6,1% больше по сравнению с предыдущим годом), и, несмотря на снижение общего рынка, доля автомобилей с нулевым пробегом достигла 15%.
В условиях усиленной конкуренции дилеры начали отправлять автомобили за границу «параллельным экспортом», получая налоговые льготы на экспорт подержанных машин и избегая внутренних налоговых расходов. В Китае уже образовалось множество компаний, занимающихся этими поставками.
С марта по апрель 2025 года объемы поставок подержанных автомобилей из стран Восточной Азии увеличились более чем на треть. Импорт таких авто в Россию фактически достиг уровня, предшествовавшего повышению утилизационного сбора в октябре прошлого года. Наблюдается резкий рост ввоза подержанных автомобилей на фоне заметного снижения продаж новых машин, которые в начале весны на Дальнем Востоке оказались на четверть ниже, чем в четвертом квартале 2024 года.