15 апреля мы отпразднуем 95-летие славного иллюстратора детских книг Анатолия Елисеева.
В преддверии этого события художник посетил книжную ярмарку non/fiction, чтобы пообщаться с поклонниками своего творчества.
Многие поколения детей выросли на книгах с иллюстрациями Елисеева — среди них сказки Пушкина, "Кот в сапогах", "Мойдодыр", "Золотой ключик". И сейчас мастер продолжает работать. На выставке были представлены произведения Валентина Постникова, который продолжает дело своего отца Юрия Дружкова, создавая новые истории о веселых персонажах Карандаше и Самоделкине.
На ярмарке, проходившей в разгар рабочего дня, собралось множество любителей книг. Очередь за автографами к Елисееву была внушительной. Люди приносили с собой старые книги, картинки и, чуть ли не со слезами на глазах, делились своими чувствами к художнику.
В молодости Елисеев пробовал себя в кино, и сам Борис Бабочкин заметил его в 1943 году. Самуил Маршак приглашал его к себе, чтобы обсудить совместные проекты. Елисеев дружил с Виктором Драгунским, а однажды на пляже встретился с Олегом Ефремовым, который тогда еще не был известен; он предложил Елисееву послушать пьесу, а позже — сыграть главную роль.
Вспоминая о своих иллюстрациях к "Коньку-Горбунку", художник утверждает, что на самом деле сказку написал не 19-летний Петр Ершов, как принято считать, а Пушкин. По словам Елисеева, до этого Ершов вообще не создавал произведений, а после не написал ничего стоящего.
Эта теория не нова — первые работы на эту тему появились ещё в 1990-е годы. Но Анатолий Елисеев рассказал интересные детали.
«Одна женщина начала исследовать биографию Ершова и подготовила доклад. Выяснилось, что до 19 лет он был фактически секретарем Пушкина. Столкнувшись с долгами после проигрыша в карты, Пушкин не мог напечатать "Конька-горбунка" на себя — там речь идет о царе, и слава богу, что он этого не сделал. В итоге он решил отдать работу Ершову, который мог быть способным, но после этого написал только одну значимую книгу, а затем только неудачи, что его не спасло. Это могло быть именно так или иначе.
Вероятно, необходимость заставила Пушкина передать "Конька" Ершову, оставляя себе гонорар. Без этого возможности заработать были крайне малы.
Хорошо, что затем Николай I помог семье, издал собрание сочинений Пушкина и оказал поддержку его сыновьям, вписав их в военные учебные заведения. Но это уже совершенно другая история.
Учитывая важность и влияние "Конька-горбунка" на русскую литературу, все еще продолжаются споры о его авторстве. В некоторых кругах акцентируется внимание на сходстве стиля и тематики сказок Пушкина и Ершова, что создает пространство для новых гипотез и исследований. Анатолий Елисеев, с его богатым опытом и уникальным взглядом, добавляет новые грани к этому обсуждению, подчеркивая значимость не только великих авторов, но и тех, кто стоял у их истоков.