ФАС России предложила ввести месячный запрет на вывоз бензина, что может повлиять на рынок и цены топлива.
Представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС) выражают готовность обсудить возможность временного запрета на экспорт бензина с целью реализации данной меры сроком на один месяц. Об этом сообщил заместитель главы ведомства Виталий Королев, слова которого приводятся в сообщении ТАСС.
По мнению сотрудников ФАС, данная инициатива поможет сдержать рост оптовых цен на топливо на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). Как отметил Королев, изменение цен на бензин в России происходит после продолжительного снижения в оптовом сегменте.
Он обозначил временный запрет на экспорт топлива как одну из быстрых мер. «Эта мера должна способствовать стабилизации оптовых цен перед началом посевного сезона», — подытожил он.
Королев отметил, что растущий интерес к топливу наблюдается после уменьшения числа торговых сессий в январе. Это, наряду с ограниченным предложением на внутреннем рынке, приводит к росту оптовых цен на бирже. По его словам, эффективным способом управления сезонным спросом на топливо стало бы создание прогнозного рынка нефтепродуктов на базе фьючерсного рынка.
Он считает это стратегической задачей. В таком случае, объяснил заместитель министра, потребители имели бы возможность закупать бензин заранее с установленной датой поставки.
За последние две недели наблюдается увеличение котировок на рынке. За этот период они выросли почти на 20 процентов. Во время торгов 6 февраля котировки основных марок топлива достигли наивысших значений за два месяца. Оптовая цена тонны Аи-92 к этому сроку составила 56 148 рублей (плюс 19,6 процента), Аи-95 — 58 257 рублей (плюс 17,7 процента). В связи с этим российские власти продлили временный запрет на экспорт бензина до 28 февраля.
Однако данная мера не затрагивает поставки, осуществляемые непосредственно производителями. Такая схема служит защитой от желающих перепродать топливо, предназначенное для внутреннего рынка.
В то же время, эксперты отмечают, что подобные меры могут привести к дефициту бензина внутри страны, если объемы его производства не будут соответствовать внутреннему спросу. А также существует риск повышения цен на бензин при восстановлении экспортных поставок, если они будут возобновлены. Аналитики предполагают, что долгосрочные решения должны включать в себя и инвестиции в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов, а также стратегические запасы топлива для смягчения колебаний цен.