29 октября ‘24, Вторник

L'Anthropologie: неандертальцы изобрели похороны одновременно с Homo sapiens

Учёные из Академического колледжа Оно и Хайфского университета в Израиле провели исследование практик захоронения современных людей (Homo sapiens) и неандертальцев, которые обитали в районе Левата в среднем палеолите, примерно 170-55 тысяч лет назад.

Результаты работы были опубликованы в научном журнале L'Anthropologie.

К Леванту относятся земли на востоке Средиземного моря, включая Израиль, Сирию, Ливан и Палестину.

Археологи проанализировали 17 захоронений неандертальцев и 15 захоронений Homo sapiens из различных археологических местонахождений. В ходе исследования были выявлены как сходства, так и различия в подходах этих двух видов к обращению с покойниками.

По мнению ученых, в период среднего палеолита как неандертальцы, так и современные люди стали неожиданно практиковать погребение своих умерших, что ранее не наблюдалось ни у одного из видов. Это может указывать на то, что подобная практика впервые появилась на территории Леанта.

Исследование началось с анализа находок останков Homo sapiens и неандертальцев. В него вошли пять археологических объектов, связанных с неандертальцами: пещеры Тешик-Таш, Шанидар, Дедериех, Амуд, Табун и Кебара, а также два места обитания Homo sapiens: пещеры Схул и Кафзех.

Установлено, что как Homo sapiens, так и неандертальцы хоронили своих мертвецов без учета пола и возраста. Однако захоронения детских останков неандертальцев встречались чаще, чем подобные погребения у людей.

Оба вида иногда включали в захоронение предметы, такие как останки животных, в том числе рога оленей и коз, а также челюсти.

Учёные выделили некоторые отличия в погребальных практиках. Например, люди хоронили усопших у входов в свои пещеры и в изолированных скальных убежищах, в то время как неандертальцы предпочитали размещать их внутри пещер.

Кроме того, захоронения Homo sapiens характеризовались большой однородностью, обычно тела находились в согнутом (эмбриональном) положении. Это в отличие от захоронений неандертальцев, которые проявляли значительное разнообразие и включали тела, размещённые в согнутом, вытянутом (прямом) и полусогнутом состояниях. Также усопшие неандертальцы могли быть уложены на левый или правый бок, а также на спину.

Неандертальцы чаще применяли камни в своих захоронениях, располагая тело между двумя крупными камнями в качестве обозначения места или подкладывая под головы умерших куски известняка.

Подобным образом, некоторые элементы захоронений были присущи Homo sapiens, но отсутствовали у неандертальцев; например, захоронения с использованием охры и раковин, которые не встречались у неандертальцев.

Исследователи предполагают, что возникновение погребальных традиций могло быть связано с ростом численности населения, вызванным притоком мигрантов из Восточной Африки.

Умер актер из фильма «Майор Гром»