Малые населенные пункты России (с населением менее 100 тысяч человек) можно разделить на восемь категорий, каждая из которых сталкивается как с общими, так и с уникальными проблемами, требующими индивидуального подхода.
Классификацию городов разработали специалисты Института экономики роста имени Столыпина, об этом сообщает РБК.
В общем, экономисты рекомендуют целенаправленно уплотнять застройку, что необходимо для защиты от упадка и развития инфраструктуры, поддержки бизнес-инициатив и активного участия населения, а также для организации событийной деятельности, чтобы жители не ощущали себя изолированными.
Одной из основных проблем авторы исследования выделяют утечку молодежи. Побороть ее можно, привлекая людей среднего и старшего возраста, однако для этого необходимо создать в малых городах комфортные условия для жизни с детьми, например, в частных домах.
Для активизации процесса необходимо развивать газификацию, а также улучшать информационные и транспортные связи, обеспечивая базовые стандарты жизни, включая здравоохранение и социальные услуги.
Экономисты выделяют в первую очередь города с мощной промышленной или энергетической базой, где находится крупное производственное предприятие. К их недостаткам относятся низкий уровень здравоохранения, нехватка современного жилья и загрязнение окружающей среды, несмотря на то что заработная плата в соответствующей отрасли достаточно высокая.
Следующими являются города, занимающиеся транспортом и логистикой, которые имеют ряд схожих проблем с первым типом. В обоих случаях авторы предлагают развивать рынок жилья, включая долгосрочную аренду, а также внедрение корпоративной медицины. Тем не менее, для транспортно-логистических городов дополнительно рассматривается необходимость развития производственных и перерабатывающих секторов.
Третий тип малых городов обозначен как туристические центры, испытывающие чрезмерную нагрузку на свою инфраструктуру. В этом докладе предлагается легализация теневого сектора, который зарабатывает на туристах, а также легализация сервисов, способствующих взаимодействию с ними, чтобы средства, потраченные путешественниками, оставались в регионе.