В последние дни на международных автомобильных пунктах пропуска (МАПП), соединяющих Россию и Китай, образовались значительные заторы.
Фуры и автовозы вынуждены ждать оформления на китайской стороне более семи дней, как сообщают «Известия» со ссылкой на логистические компании.
В среднем пересечение МАПП происходит за пять-семь дней, в то время как обычно этот процесс занимал от 12 до 24 часов, отметил Евгений Козыев, директор по логистике транспортной компании Delko.
Наибольшее количество транспорта сосредоточено на крупнейших пунктах пропуска — Забайкальск и Благовещенск—Хэйхэ. Главной причиной таких пробок стало стремление российских импортеров ввезти как можно больше автомобилей до резкого роста утилизационного сбора с 1 октября. Новые сборы увеличат стоимость и снизят спрос на импортированные автомобили.
Президент Ассоциации автомобильных грузоперевозчиов и экспедиторов («АвтоГрузЭкс») Вадим Филатов утверждает, что среднее время пропуска на пункте Забайкальск увеличилось вдвое, достигнув 11 дней. Более того, изменить эту ситуацию не выходит, и если китайский поставщик не успел доставить груз на границу своевременно, то придется заново становиться в очередь.
На транспортные средства и спецтехнику приходится примерно 70 процентов общего объема перевозок грузов через указанные два пункта пропуска. В результате складская инфраструктура приграничных районов переполнена техникой, которая уже прошла таможенное оформление, но еще не нашла своих покупателей.
По словам Козырва, задержки вынуждают перевозчиов повышать тарифы. С начала августа стоимость перевозок автотранспортом из Китая в Россию увеличилась на 13 процентов.
Заместитель генерального директора по логистике 3PL-оператора NC Logistic Артем Васканян высказал мнение, что автомобилей, ввезенных до увеличения утилизационного сбора, должно хватить на два-три месяца, что позволит дилерам смягчить рост цен, как минимум до конца года. Однако покупатели, осознавая сложившуюся ситуацию, стараются приобрести автомобиль сейчас.
В августе продажи легковых автомобилей увеличились на девять процентов по сравнению с июлем и на 35 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Основной причиной повышения утилизационного сбора является необходимость поддержать отечественных производителей, которые испытывают трудности в конкуренции с китайскими компаниями, снижающими цены на российском рынке. В частности, о важности такого шага неоднократно говорил президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов.