26 июня ‘24, Среда

Выявлены клеточные механизмы инсульта

Группа ученых из разных стран провела исследование, в ходе которого были выявлены новые механизмы возникновения инсульта.

Для этого они изучили изменения, происходящие в клетках мыши и человека. Подробные результаты исследования опубликованы в журнале Circulation Research.

Основная причина развития инсульта - это атеросклероз, который представляет собой процесс затвердевания артерий. Он возникает из-за деятельности различных типов клеток сосудистой стенки, таких как эндотелиальные клетки, гладкомышечные клетки и иммунные клетки, а также клетки, способствующие воспалительным процессам.

Для исследования был использован метод секвенирования РНК под названием Smart-Seq2. С его помощью ученые получили самый полный набор генетических, белковых и других данных о каждой отдельной клетке, которая участвует в процессе атеросклероза. Были обнаружены специфические закономерности в экспрессии генов, которые лежат в основе прогрессирующего атеросклероза и приводят к трансформации клеток сосудистой стенки.

Исследователи заметили, что возникают три кластера макрофагов, которые связаны с воспалением и содержат много белка Trem2. Это свойственно атеросклерозу, который уже начал развиваться. Кроме того, эти кластеры содержат активные гены, которые приводят к изменению клеток сосудов, что способствует стенозу сонных артерий и вызывает симптомы.

Исследования РНК-секвенирования позволяют ученым находить ключевые области в генных сетях, как в целом, так и в отдельных клетках. Эти области могут быть более эффективными целями для лечения.