30 сентября ‘24, Понедельник

Далекая рентгеновская система произвела гигантскую вспышку

Группа астрономов из Университета Эрланген-Нюрнберг в Германии, под руководством Филиппа Тальхаммера, воспользовались аппаратом «Исследователь внутренней структуры нейтронной звезды» (NICER), установленным на Международной космической станции.

С его помощью ученые обнаружили мощную вспышку на рентгеновской двойной звезде EXO 2030+375. Результаты их работы можно увидеть на сервере препринтов arXiv.

Рентгеновские двойные звезды - это комплексы, состоящие из обычной звезды или белого карлика, которые передают свою массу на более компактную нейтронную звезду или черную дыру.

Они классифицируются на два типа: рентгеновские системы малого веса (LMXB) и рентгеновские системы большого веса (HMXB). Обнаруженная EXO 2030+375 классифицируется как подтип Be/XRB в рамках группы HMXB. В состав данных систем входят Be-звезды (горячие звезды с эмиссионными линиями излучения) и магнитные нейтронные звезды, включая пульсары.

Be/XRB характеризуются периодическими рентгеновскими излучениями, имеющими место на фоне слабого непрерывного рентгеновского излучения. Отдаленная EXO 2030+375, расположенная в приблизительно 7800 сетовых лет от нас, генерирует рентгеновские пульсации с интервалом около 43 секунд.

Огромный всплеск излучения отмечался с июня 2021-го по начало 2022 года. Это уже третий зафиксированный всплеск, предыдущие два были замечены в 1985 и 2006 годах.

Детский омбудсмен Узбекистана проверит данные об избиении русскоязычных детей