В Лос-Анджелесе прошла очередная церемония вручения кинематографической премии «Оскар». Главную награду выиграла «Зеленая книга» Питера Фаррелли.
Жюри также посчитало, что картина достойна награды и за лучший оригинальный сценарий. Кроме того, сыгравший в «Зеленой книге» Махершала Али был удостоен статуэтки лучшего актера второго плана.
Фильм повествует о путешествии по югу Штатов чернокожего пианиста Дона Ширли (его как раз и сыграл Али) и его водителя Тони Валлелонга (Вигго Мортенсен). Лента получила свое название от пособия первой половины ХХ века, рассказывающего, где в США афроамериканцы могут безопасно путешествовать.
Лучшим режиссером был назван мексиканец Альфонсо Куарон, снявший «Рому». Кстати, именно эта лента взяла статуэтку как лучший иностранный фильм.
Актером года стал Рами Малек, в «Богемской рапсодии» он воплотил образ фронтмэна группы Queen Фредди Меркьюри. У женщин аналогичную статуэтку забрала Оливия Колман, снявшаяся у Йоргоса Лантимоса в «Фаворитке». На счету «Богемской рапсодии» есть и еще три статуэтки поменьше значимостью – за монтаж и две за звук.
А вот лучший саундтрек, как посчитали киноакадемики, был у «Черной пантеры» (плюс Академия выделила дизайн костюмов и работу художника). В то же время статуэтка за песню ушла к Леди Гаге (композиция Shallow из ленты «Звезда родилась»).
Лучшей актрисой второго плана была названа Реджина Кинг, сыгравшая в ленте «Если Бил-стрит могла бы заговорить» Барри Дженкинса.
Картина Спайка Ли «Черный клановец» ухватила одна статуэтку (за адаптацию сценария).
Анимацией года стал «Человек-паук: Через вселенные», снятый в сотрудничестве студий Columbia Pictures, Sony Pictures Animation и Marvel Entertainment.
«Человек на Луне», вокруг которого в свое время разразился скандал о недостаточной патриотичности, получил премию за лучшие спецэффекты.
Церемония в Лос-Анджелесе состоялась в 91 раз. Впервые Киноакадемия вручила свою награду в мае 1929 года (почти 90 лет назад).
«Кино мельчает»
Российский киновед Валерий Кичин отметил, что в этом году на «Оскар» было номинировано сразу несколько картин, посвященных расовым проблемам.
В число таких лент критик включил не только выигравшую «Зеленую книгу», но и «Черную пантеру», и «Черного клановца». В комментарии ФАН он отметил, что чувствовалась политическая тенденциозность, когда тема затмевала художественные качества картины.
Кроме того, он отметил, некоторую парность наград: «Если чернокожий актер, то рядом с ним – белая актриса». Кичин добавил, что это выглядело излишне нарочито.
Главной же проблемой киновед назвал тот факт, что среди номинантов на «Оскар» и обладателей статуэток не было действительно великих фильмов, только просто хорошие. «Кино как-то мельчает на наших глазах», – посетовал критик.