Россия даст ответ на американские санкции против проектов «Северный поток – 2» и «Турецкий поток».
Соответствующее заявление сделал министр иностранных дел России Сергей Лавров. Об этом он заявил в эфире программы «Большая игра», выходящей на «Первом канале». Лавров ответил, что Россия будет отвечать на введенные санкции, но так, «чтобы нам самим себе не нанести ущерб». Также глава внешнеполитического ведомства не исключил, что такие санкции отразятся на двусторонних отношениях между Россией и США. Сергей Лавров рассказал, что знает лично или заочно многих сенаторов, которые голосовали за оборонный бюджет США, где и прописаны меры против российских трубопроводов. И в связи с этим для него это трудно понимаемая ситуация. Прописанные санкции не делают чести серьезным политическим деятелем, уверен Лавров.
Сразу после того, как санкции вступили в силу, то есть после подписания оборонного бюджета президентом Дональдом Трампом, над проектом «Северный поток – 2» прекратил работать его важнейший участник – швейцарский трубоукладчик Allseas. Все последние недели его корабли работали буквально по-стахановски: одно судно укладывало 5 км труб в день, другое – 3 км. Как глобальная компания, имеющая интересы во всех странах мира, Allseas не может позволить себе роскошь нарушать американские санкции. Поэтому уже сутки трубы не укладываются. Однако корабли находятся в районе остановленных работ.
Пока не очень понятно, когда санкции вступают в силу. Текст оборонного бюджета можно диктовать двояко. Минфин США говорит о немедленном вступлении санкций в силу. Однако в тексте бюджета говорится о 30 днях, за которые компании должны прекратить работы. Сейчас по этому вопросу ведутся консультации с Минфином США, отвечающим за введение санкций.
В свою очередь МИД Швейцарии уже прокомментировал введенные против проекта, а, значит, и против его компаний ограничения. В МИДе крайне критически относятся к к экстерриториальным санкциям. При этом признают, что Швейцария не может помешать США их вводить. А попавшие под санкции компании должны самостоятельно решать вопрос о том продолжать им работать над проектом или нет. Как мы видим на примере швейцарской Allseas, она уже приняла решение не работать.
Отказ от работы крупнейшего в мире трубоукладчика не означает прекращение проекта. У «Газпрома» есть собственные суда, которые могут закончить прокладку труб. Конечно, они не такие мощные и со скоростью 5 км в сутки прокладывать трубы не смогут. Проект задержится на несколько месяцев и, скорее всего, будет введен в середине 2020 года или осенью.
Такая задержка уже прописана в новом транзитном договоре, который заключили Россия и Украина. В 2020 году Россия намерена поставить в Европу по украинской трубе 60 млрд кубометров газа, а в следующие четыре года по 40 млрд кубометров. Что говорит о подготовке «Газпромом» к введению против проекта санкций и реальной оценке ситуации.