Находящийся на рассмотрении ГД проект закона о таксомоторных перевозках впервые за много лет урегулирует работу отрасли, но клиенты его действия практически не заметят, полагает председатель общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова.
Пассажиров документ коснется лишь только если по пути автомобиль попадет в ДТП, передает «Парламентская газета». Тогда клиент сможет рассчитывать на компенсацию, а участвовать в разбирательствах будет не только оказывающий услугу таксопарк, но и агрегатор, приславший такси.
Сейчас получить возмещение ущерба довольно сложно, так как суды принимают различные решения. Одни справедливо заявляют, что понятия «агрегатор» в законе не прописано, поэтому эта служба, которая оказывает лишь информационные услуги, ни за что не отвечает. Другие судьи считают агрегатор составляющим системы и пытаются привлечь его к ответственности. Установление единого подхода здесь повысит гарантии клиента, пояснила эксперт.
Безопасность возрастет и после легализации «серых» перевозчиков, которых в РФ примерно 2-3 млн. Они смогут зарегистрироваться в качестве самозанятых водителей и нести ответственность по закону.
Ответственность самозанятых водителей должна быть указана в законе более четко, считает член ОП Илья Зотов. Жизнь и здоровье клиента такси сейчас застрахованы ответственностью перевозчика на сумму до 2-х млн рублей.
Для таксопарка это приемлемая сумма, но для отдельного человека — слишком большая.В связи с этим к решению о компенсации следует подключить агрегатора, полагает Зотов.
Трудоустраивать самозанятых большие службы заказа скорее всего не станут, считает другой член ОП Александр Холодов. Они предпочитают работать лишь с таксопарками, насчитывающими от 20 машин. То есть, сохранится прежняя схема: желающего таксовать «примут на работу» в некое ООО и он станет обычным нанятым работником, а не самозанятым, прибавил эксперт.
Изменения планируют внести и в тарифы такси, к этому должно подключиться государство, как минимум выработав ясный порядок формирования тарифа. Чересчур большой Зотову представляется комиссия агрегатора за услугу по вызову такси — примерно 20-30% всей стоимости заказа. Из-за этого водители за поездку получают меньшую сумму, чем могли бы.
После введения изменений требований к водителям станет больше, поэтому они вправе получать большую отдачу от своего труда, полагает Зотов. Без увеличения стоимости поездки, это можно сделать, снизив комиссию агрегатора.
Законопроект о такси предполагает формирование 2-х региональных реестров — перевозчиков и автомобилей. Это, как считает сенатора Ирина Рукавишникова, значительно увеличит прозрачность рынка и безопасность поездок. Цифровой формат реестра будет доступен с любого гаджета, пояснила сенатор.
Впервые работать в такси смогут самозанятые, но придется соблюдать правила. Им, также как и работникам таксопарков, придется проходить предрейсовые и послерейсовые медосмотры, предрейсовый контроль техсостояния автомашины. Эта информация будет поступать в информсистему.