Западные санкции грозят России тотальным товарным дефицитом.
При этом в сложившихся условиях Китай готов продолжать сотрудничать с Россией по многим направлениям. Многие товары, на экспорт которых в РФ введены санкции, также производятся в КНР и могут экспортироваться из этой страны.
Китай является самым крупным торговым партнером РФ по объемам как экспорта, так и импорта. РФ продает китайцам в основном энергоносители (более 71% экспорта). КНР продает нам высокотехнологичное оборудование, машины, одежду и обувь, продукцию химической промышленности, продовольствие. Экономист Алексей Маслов рассказал, сможет ли Китай выручить РФ в нынешних условиях.
Он отмечает, что существует целый ряд товарных групп, которые китайцы давно хотели «продавить» в торговле с Россией, но их по многим причинам не пускали на рынок РФ. Сейчас у КНР появился шанс на экспортный прорыв в сферах электроники и бытовой техники.
Китай производит собственные микропроцессоры, и, учитывая трудности с Intel, AMD и отечественным «Эльбрусом», Россия могла бы совместно с КНР производить процессоры на своей территории, предполагает эксперт.
Также Китай может помочь России с недостающим продовольствием, рассказал Маслов. КНР сможет заместить детали для автомобилей западных производителей, ушедших из России на фоне геополитического обострения. Возможно, их будут производить на тех же заводах, что работают на внутренний рынок. В продажу они поступят под китайскими брендами и по качеству ничем не будут уступать оригинальным изделиям.
Ранее канцлер Олаф Шольц заявил, что ФРГ продолжает «получать газ, нефть и уголь из России», но при этом уже начала закупки газа в обход РФ. Эксперт отмечает в связи с этим, что теоретически может произойти полная переориентация российской энергетической отрасли в сторону Китая при полном отказе ЕС от ее услуг.
Но сейчас Россиия не имеет соответствующей инфраструктуры. Придется возводить новые трубопроводы и морские порты, расширить железнодорожную сеть, на это нужны время и деньги.
Маслов пояснил, что Китай не столько выручает РФ в сложившейся ситуации, сколько получает доступ к большому малоосвоенному рынку, что ему весьма выгодно. КНР заботится прежде всего о себе, но сейчас его интересы совпадают с российскими.
Его пример говорит о том, что зачастую бизнес-интересы несут значительно более позитивный и конструктивный заряд, чем политические устремления, заметил эксперт.
Приостановка работы и откровенное бегство иностранных компаний из России связано отнюдь не с тем, что россиян хотят проучить. Просто западные бренды боятся бойкотирования своих товаров в других странах. Так считает генеральный директор INFOLine Иван Федяков, пишет ФАН.