28 февраля ЦБ повысил ключевую ставку до исторического максимума в 20 %. 11 февраля ее увеличили до 9,5% годовых.
Столь резкое повышение ставки спровоцирует панику, обвалит рубль, приведет к ускорению инфляции и удорожанию кредитов, считает экономист, депутат ГД Михаил Делягин. «Это абсолютное безумие, но «мадам Брошкина», которая определяет конъюнктуру России, имеет один ответ на все случаи: она тупо повышает процентную ставку», — сказал Делягин.
При этом он напомнил, к чему это привело в 2014 году и в последующие годы. Увеличение процентной ставки — это сигнал для всех валютных спекулянтов к новой атаке на рубль, полагает Делягин.
При стабильных обстоятельствах, в условиях сбалансированной экономики с избытком денег увеличение ставки укрепляет национальную валюту, мы это происходит в США, пояснил экономист. Но в условиях дефицита денег, в условиях большой массы свободных рублевых денег, которые заперты на спекулятивных рынках, рост процентной ставки более, чем в два раза, — сигнал к панике и скупке валюты.
«Таким образом, это ведет либо к падению курса рубля, либо к ускоренному прожиранию международных резервов, той части, которая еще не заморожена Западом» — подытожил экономист.
Он считает, что теперь последует резкое удорожание кредитов, а «нищие районы» могут получить проблемы с продуктами. Это существенная дезорганизация строительства и рост розничных цен, поскольку все ритейлеры и организации сразу заложат процентную ставку в цены, а могут и больше с учетом паники, пояснил экономист.
При этом бедные и нищие районы могут остаться без торговли или столкнуться с перебоями в ней, поскольку небольшим и относительно слабым компаниям такое повышение ставки может оказаться не по силам, предположил Делягин.
Он сравнил резкий рост ставки с латиноамериканскими или африканскими экономическими методами. «Ну и в Африке, наверное, было когда-то где-то что-то подобное, а вот наше однодневное падение фондового рынка после странного решения о введении войск — это рекорд всех времен и народов» — подытожил экономист.Также Минфин обязал российских экспортеров с 28 февраля продавать 80% валютной выручки.