Российский бизнес готовится к новому ковидному локдауну, который власти разрешили вводить с 23 октября.
Общероссийская нерабочая неделя — с 30 октября по 8 ноября — обойдется бизнесу в 60 млрд рублей, сообщил ранее вице-премьер Андрей Белоусов. Власти готовы возместить предпринимателям около половины этой сумы — 27 млрд рублей выделят для того, чтобы компании могли выплатить по одному МРОТ на работника.
Отдельные регионы закрывают экономику раньше 30 октября. Отправка сотрудников на каникулы за счет работодателя — это «удар под дых», а один МРОТ — лишь «подачка», которая не решит проблемы, считает глава сети «Киномакс» Дмитрий Нартов (его цитирует Forbes).
Он полагает, что власти провалили рекламную кампанию по вакцинации и сейчас «пытаются вылезать за счет среднего бизнеса».
«Для нас это катастрофа», — отмечает Максим Ползиков, гендиректор Ginza Project Moscow. По его словам, в период нового локдауна рестораны, осуществляющие доставку еды на дом, недополучат около 90 процентов выручки, а некоторым придется и вовсе закрыться.
Также потребуются деньги на списания продуктов, зарплаты работников и аренду, напомнил Ползиков. Чтобы восстановиться после 10 нерабочих дней, понадобится не менее нескольких месяцев. «Если же этот период продлится дольше или мы выйдем из него с новыми серьезными ограничениями, последствия будут гораздо критичнее», — считает он.
После закрытия на неделю восстанавливаться приходится не менее 2-3 месяцев, рассказал Нартов. При этом он отмечает, что локдаун может продлиться и дольше. Есть подозрения, что некоторые муниципальные власти продлят локдаун до декабря, сообщил он. «Это значит, что мы откатимся по выручке на полгода назад и разругаемся со всеми партнерами», — сказал Нартов.
Омбудсмен малого бизнеса, владелец сети семейных кафе «Андерсон» Анастасия Татулова полагает, что идея с МРОТ «вызывает вопросы». Она считает, что необходимо возмещать реальные зарплаты, включая все налоги, которые с них отчисляет работодатель всем закрытым компаниям за все вынужденно нерабочее время, или на весь период закрытия освободить зарплаты от налогов.
В нынешнем же виде локдаун может обернуться капканом, из которого не выбраться, потому что даже если предприниматель решит закрыться, не выдержав убытков, ему, как правило, придется платить неустойку за разрыв договора аренды.
Наблюдается замедление экономики, потребительский спрос падает на фоне роста инфляции. В августе розничные продажи снизились на 1,6 процента по сравнению с июлем, пришли к выводу исследователи из ВШЭ.
Все дополнительные средства, истраченные гражданами в 3-м квартале, — это либо займы, либо соцвыплаты, отмечает экономист Максим Петроневич.
В июле-августе россияне получили от государства 1,044 трлн рублей сверх суммы 2020 года, а еще 109 млрд рублей заняли у банков. Эта сумма равна росту расходов — на 1,1 трлн рублей.
Властям следует возместить расходы, которые остаются на предпринимателе: полностью оплачивать зарплату и зарплатные налоги, включая НДФЛ, коммунальные платежи и аренду, а не ограничиваться МРОТ, считает учредитель сети салонов маникюра и педикюра «Пальчики» Нина Литвинова.
Это продемонстрировало бы бизнесу, что платить «белые» зарплаты выгодно, что власть может брать на себя риски и поддерживать предпринимателей, полагает она.
Но государству вряд ли это нужно, поскольку увеличивающий свое благосостояние малый бизнес порождает средний класс, который начинает предъявлять претензии и становится головной болью. «Зрелому авторитаризму приходится поддерживать не рост, а стабильность и активно заниматься внутренним перераспределением», — размышляет экономист Наталья Дятлова.