Россия получила $18 млрд от МВФ в виде специальных прав заимствования (SDR) в рамках антикризисного распределения средств фонда.
Участники МВФ ожидали раздачу фондом антикризисных денег. Весной руководители фонда впервые заговорили об этом, а единственным вопросом, который требовал согласования, оставалась общая сумма распределяемых средств.
В последний раз МВФ субсидировал своих членов в рамках антикризисных мер в 2009 году. Тогда было выделено 250 млрд долларов. В этот раз фонд также не поскупился — общая сумма программы составила 650 млрд долларов.
Выделяемые фондом субсидии — это не совсем реальные деньги. Эти средства распределяются среди участников МВФ, исходя из доли государства в капитале фонда. У РФ эта доля около 2,7 процентов.
SDR не имеют физической формы, их невозможно вывести со счета. Это банковские расписки, они являются дополнительным искусственным платежным средством в рамках МВФ.
Экономист, профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов пояснил, что SDR можно использовать в качестве твердого денежного резерва. Ими можно расплатиться по долгам перед фондом или использовать в целях привлечения новых кредитов. Также расписки можно монетизировать в физические деньги, договорившись о подобной сделке с другим членом МВФ.
РФ едва ли истратит полученные виртуальные средства на такие экономически оправданные цели. Экономист Антон Табах отмечает, что последние долги перед МВФ РФ отдала в 2005 году, а в новых кредитных программах фонда страна не участвует с 1999 года.
SDR монетизировали довольно редко — такого рода сделки происходили, когда один из участников МВФ давал согласие точечно и безвозмездно субсидировать другого члена организации.
Как члену МВФ, РФ эти SDR не требуются. «Это как рухлядь на чердаке — вещей вроде много, но применить их не к чему», — пояснил Табах.
Поэтому в итоге виртуальными деньгами, с большей вероятностью, российские финансовые власти укрепят общий уровень финансовой оценки РФ, прибавив SDR к международным резервам страны, размышляет экономист.
Подобное решение не сможет значительно повлиять на что-либо, так как общая сумма российского ЗВР доходит почти до 600 млрд долларов. Но другим разумным способом инвестирования выданных МВФ расписок станет передача средств наиболее нуждающимся странам, например, Белоруссии, однако это решение могло бы быть сомнительно в репутационном плане.