«На встрече в Женеве я не услышал главного— обсуждался ли вопрос Китая» - рассказал главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев.
"Судя по всему, он почему-то отошел на второй план. Сегодня американская внешняя политика находится в переходном периоде, а уравнение «Москва — Вашингтон — Пекин» остается нерешенным. Российско-американские отношения стали заложниками американо-китайских, которые еще не решены, и точка в них не поставлена.
Возможно, американцам после саммита в Женеве стало ясно, как нужно вести себя с Россией, по крайней мере на внутреннем уровне. Но что делать с Китаем и примкнувшей к нему Северной Кореей — совершенно не ясно. А именно, предъявлять ли КНР счет в триллионы долларов за коронавирусную пандемию, переводить ли американо-китайские отношении впоследствии в состояние «холодной войны»? США организовали эту встречу именно для того, чтобы прощупать этот момент. В Соединенных Штатах также прекрасно осознают, что любого рода давление на Москву только еще в большей степени сблизит ее с Пекином».
От того, как сегодня поведет себя Америка, действительно зависит очень многое в мировой геополитике, считает эксперт. Вопросы Украины, Белоруссии, Сирии не меняют геополитику. При этом поведение Китая может в корне изменить ситуацию на мировой арене, считает политолог. Он пердполагает, что в этом и состоит основная интрига.
«Вообще нужно сказать, что саммит Путина и Байдена в Женеве напомнил мне встречу Кеннеди и Хрущева в Вене в июне 1961 года, — продолжает Владимир Васильев. — Тогда тоже была идеологическая перепалка. Возникла ситуация взаимопонимания, стороны пообщались и составили представление друг о друге. Однако та цепочка событий, которая последовала спустя некоторое время после переговоров, привела к Карибскому кризису. И я этого сценария в перспективе не исключаю, потому что никаких договоренностей, тем более закрепленных на бумаге, нет. Более того, короля делает свита. А наличие байденовской свиты, в которую входят госсекретарь Энтони Блинкен, его заместитель Виктория Нуланд и другие, лично мне большого оптимизма не внушило».
Саммит при участии президентов Владимира Путина и Джо Байдена прошел на вилле Ла-Гранж в Женеве 16 июня. Лидеры России и США провели переговоры как в узком, так и в расширенном составах. В общей сложности с учетом перерыва встреча длилась около четырех часов. По итогам саммита главы государств приняли совместное заявление по стратегической стабильности, договорились о возвращении послов двух стран «в места их работы» и продолжении консультаций по дальнейшей судьбе Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).
По окончании встречи американский лидер заявил, что переговоры с его российским коллегой состоялись в условиях «доброй и позитивной атмосферы», которая сохранялась даже в моменты острых разногласий. Кроме того, Байден подчеркнул, что они с Путиным обозначили различные области, где РФ и США могут работать для «достижения взаимных интересов».
Со своей стороны российский лидер отметил, что переговоры прошли «на одном языке». Своего американского коллегу Путин назвал очень конструктивным, взвешенным и опытным политиком. Главы государств, по его словам, выразили желание сблизить позиции.