Российские власти намерены в течение месяца избавиться от долларов в Фонде национального благосостояния. Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов. Вице-премьер Андрей Белоусов заявил, что делается это из-за вводимых США санкций.
Место доллара, который сейчас в структуре ФНБ составляет 35%, займут евро, юани и британские фунты — их доля увеличится. Кроме того, впервые в состав ФНБ будет включено золото, причем доля его установлена сразу на уровне 20%.
В правительстве заявили, что отказ от доллара в Фонде не скажется на курсе рубля. Экономист Владислав Иноземцев оценил решение Минфина об отказе от долларовой части в ФНБ.
«В первую очередь, это политическая вещь. Объявили же, что Соединенные Штаты нам не дружественная держава. Мы пытаемся подавать сигналы, всячески подтверждающие этот момент», — полагает Иноземцев.
По его словам, единственный рациональный аргумент здесь — это то, что мировая экономика на данном этапе быстро восстанавливается, а доллар всегда растет в период кризисов и слабеет во время быстрого восстановления экономики, отметил он.
Иноземцев при этом отмечает, что если большая часть средств фонда перейдет в юань, то «это ненормально». Ведь экономическая война между КНР и США продолжается, и Китай вряд ли победит в ней. Как только обострятся эти и так натянутые отношения, то перспективы юаня станут еще более туманными, считает эксперт.
«Мы в это уже вляпались, честно говоря. Центробанк перевел в юани значительные деньги из резервов. Если это политика, как мы это обычно видим, то тогда мы перейдем от американской валюты к китайской, а если разместить в евро, фунтах, швейцарских франках, то это будет абсолютно правильно с точки зрения экономики», — полагает он.
«Сигнал не очень хороший. «Курс на дедолларизацию» не лучший фон для предстоящих переговоров Путина и Байдена. Этакий дополнительный «кукиш в кармане»», — комментирует решение Минфина экономист Максим Блант. Также, по его словам, это очевидное свидетельство того, что российские финансовые власти готовятся к ужесточению американских санкций.
«Но если отвлечься от политики, решение выглядит как желание заработать. Программы помощи при Байдене самые щедрые в мире. Доллар снижается к основным валютам. Золото после квартала потерь снова растет в цене. И, если бы ФНБ оставался структурой, которая призвана обеспечивать долгосрочную стабильность пенсионной системы, такая ребалансировка была бы оправдана. Но ФНБ с некоторых пор — правительственный резерв. На случай драматического снижения цен на российское сырье. Которое, напомню, пока продается не за золото. И я сомневаюсь, что в модель, которая предусматривает использование резервов в экстренной ситуации заложены кросс-курсы основных валют к доллару и цена золота. Соответственно, появляется возможность «поиграть» с кросс-курсами у непосредственных исполнителей», — размышляет экономист.
Силуанов также заявил о перегреве российской экономики. Связано это, по его словам, со слишком высокими государственными расходами, и выражается в усилении инфляции. «У нас сейчас инфляция около 5,9%, если мы берем год к году. Выше, чем таргет 4%», — сказал министр и призвал начать «нормализовывать бюджетную политику». Расходы на какие статьи бюджета будут нормализованы в первую очередь, Силуанов не пояснил.