Глава Минприроды Александр Козлов сообщил, что обеспеченность суммарных запасов нефти в РФ при сохранении нынешних размеров добычи составляет 59 лет, а газа — 103 года.
Экс-министр экономики РФ Андрей Нечаев в связи с этим отметил, что ныне живущее поколение граждан РФ может не бояться на этот счет, поскольку 50 лет вполне хватит для того, чтобы освоить новые технологии добычи углеводородов. Так, было развернуто несколько проектов по добыче нефти и газа на Арктическом шельфе, но некоторые из них заморозили после санкций США на поставки необходимого для добычи оборудования, а в России эти технологии не развиты, пояснил эксперт.
Также, по его словам, России вполне хватит времени для начала развития альтернативной энергетики. При этом Нечаев напоминает, что Европа на этом поле совершила огромный прорыв примерно за 20 лет, поэтому 50 лет России для этого вполне достаточно.
По словам экономиста, РФ старается развивать другие направления экспорта, но масштабной замены нефти пока не наблюдается. Так, в последнее время Россия стала одним из крупнейших экспортеров зерна в Европу. Но это не стало полномасштабной заменой экспорта нефти.
Так же обстоит дело и с газом: немало стран перестали покупать российский газ или покупают его меньше, чем планировали российские экспортеры. Поэтому экспортные доходы страны снизились, также, как и бюджетные, отмечает Нечаев. По его словам, это произошло не из-за некоей целенаправленной политики развития экспорта, а стало лишь следствием мировой конъюнктуры.
Экономист считает, что российским властям необходимо как можно скорее не просто признать, что для продвижения инноваций требуется конкурентная среда, а не огосударствление экономики, но и начать делать определенные шаги в этом направлении.
Власти признают необходимость развития современных технологий, построения экономики инноваций, но в реальности в стране ничего не делается для этого, сетует Нечаев. «Нельзя сидеть только на двух трубах, тем более такой огромной стране — это бесспорный факт, но конкретных действий не следует», — отмечает он.
Вместо развития конкурентной среды страна движется в сторону все большего огосударствления экономики, формирования локальных монополий, замечает экономист.