В России возвращают героев прошлого, а детей посвящают в пионеры.
Памятник Дзержинскому хотят вернуть на Лубянку, в Приморье губернатор Кожемяко принимает школьников в пионеры «Единой России». Подобных примет времени множество, замечает политолог Илья Гращенков.
По его мнению, «нынешняя власть выбрала курс на воссоздание «нео-совка», не СССР в его идеологическо-политическом значении, а именно того позднего Советского Союза, который после косыгинских реформ плотно встал на капиталистические рельсы. Госкапитализм 2.0 или «цифровой социализм» — концепции, которые подразумевают уход от нео-НЭПа 90-х, не только в экономическом плане, но и политическом, а значит и культурном».
По словам политолога, история с голосованием по памятнику на Лубянке, которую начали пиарить провластные информресурсы, является лишь попыткой отвлечь от более неприятных для власти проблем в политике и экономике. Эта история призвана перебить ту повестку, которую сформировал Навальный своими расследованиями и последующей уличной активностью, полагает Гращенков.
Но при этом уже очевидно, «что темы вытаскиваемые из пыльного шкафа политреквизитов не такие уж и безобидные. Одно дело вечные споры о захоронении Ленина и совсем другое — символические жесты от возвращении Феликса на Лубянку, прямой сигнал — «чекисты взяли реванш», отмечает политолог.
Приморские пионеры - тоже дух времени, считает он. «Ранее красный галстук вязал на шею только Зюганов, наследник КПСС и их идеологии. Теперь пионерию пытаются связать с некогда либерал-консервативной «Единой России», которой хотят передать наследие КПСС не по духу, но по статусу — номенклатурной прослойки, той самой «надстройки» над «базисом» по Марксу», — пишет Гращенков.
«Увы, но Новый Советский Союз при новых порядках, будет гораздо менее приятным местом, чем думается ностальгирующим по нему. Госкапитализм — это не «социализм с человеческим лицом», а самый звериный оскал из всех возможных капиталистических систем, так как никакого лица он вообще не имеет», — считает политолог. Вместо «лица» у него — «камеры цифрой системы, бездушные глаза машинки, подсчитывающей ваши социальные балы, как в Китае».
«Никакой культуры развития личности и человека, как в СССР тоже ждать не приходится, вместо нее — эстрада, камеди клаб и прочее отупляющее средство, помогающее деполитизировать человека по максимуму. Зато бережное сохранение традиционных форм: шагающие в ряд пионеры, несменяемая власть, бедность как средство социального равенства», — размышляет политолог.