Итоги президентской гонки официально по-прежнему не определены. Не завершен подсчет в целом ряде штатов, где исход кампании все еще не гарантирует победу ни одному из кандидатов.
CNN считает, что шансы Байдена и Трампа на победу на выборах остаются практически равными и шанс получить решающие 270 голосов есть у обоих претендентов.
Однако существенный перевес сейчас на стороне Байдена. В связи с этим политолог Илья Гращенков высказался о выборах в США и объяснил, почему Дональд Трамп все же проиграл. «Похоже, что против него сработала ситуация с «коронавирусом», так как, демократам удалось убедить большое число избирателей в том, что Трамп борьбу с ним проиграл, а своими действиями лишь ухудшил ситуацию», — предполагает политолог.
В противовес кандидату в вице-президенты от демократов Камале Харрис в связке с Трампом кандидатом в вице-президенты шел Майкл Пенс, «верный пёс», который за все прошедшие четыре года ни разу не критиковал его, пишет Гращенков.
В начале президентского срока предполагалось, что Пенс будет для Трампа ограничителем. Но тот быстро «сломал» его, хотя у Пенса «растворившегося в тени Трампа», имеется большая поддержка со стороны ряда влиятельных белых протестантских общественных организаций, отмечает политолог.
По его словам, в этих организациях не любят Трампа, поскольку он не соответствует их представлению о том, каким должен быть лидер «белых протестантов». Они считают Трампа жуликом, развратником, лгуном и неверующим. Для этих избирателей Пенс является противовесом Трампу, но раскол между ними в итоге принес республиканцев мало голосов.
И Пенс теперь видит себя кандидатом в президенты от республиканской партии на выборах 2024 года, а протестантские организации это поддерживают, как и связанная с ними часть истеблишмента республиканской партии, пишет Гращенков.
«Внутренний разлад у республиканцев привел к тому, что Трамп растерял часть своего базового электората многие из которых просто не пришли на выборы», — отмечает он. При этом явка на выборы была самой высокой за последние 120 лет и составила 66,9%.
Экономист Константин Сонин также выразил мнение по поводу проигрыша Трампа. По его мнению, неспособность Трампа четко держаться одного и того же месседжа сыграла губительную роль в ходе избирательной кампании.
К началу 2020 года популярность Трампа среди американцев была недостаточно высока для переизбрания — лишь 45% одобряли его деятельность. Зато у него была полная лояльность «ядра сторонников», то есть гарантированные 40-45% поддержки, пишет Сонин. Ему требовалось убедить независимых избирателей — тех, кто выбрал его в 2016 году, белых женщин, старшее поколение, и нарастить популярность среди афро-американцев и молодежи, которые его не поддерживали.
Для этого нужно было отказаться от провокационных твитов, нападок на СМИ, заигрываний с расистскими темами и так далее. Его постоянная критика ФБР, сотрудников разных министерств приветствовались избирателями, когда он был аутсайдером в 2016, но звучала странно для независимых избирателей теперь, когда он стал действующим президентом, отмечает экономист.
«Первые президентские дебаты стали по-своему кульминацией. С перевесом 60% на 40% зрители сочли, что президент проиграл и что именно он ответственен за фактический срыв дебатов», — считает Сонин. То есть не только независимым избирателям не понравилось его поведение, но и тем, кто собирался за него голосовать.
Также он постоянно заявлял, что пандемия заканчивается, несмотря на постоянный рост заболевших осенью. Это отворачивало от него избирателей.
«Никакая харизма, никакая бешеная энергия, с которой он проводил митинги в десятках городов в последние три недели кампании, не могли компенсировать эти потери в глазах именно тех избирателей, чьи голоса ему были больше всего нужны», — считает экономист.
Блогер Дмитрий «Гоблин» Пучков сравнил американские выборы с цирковым представлением. По его словам, «многолетняя брехня» США про демократию, важность права на волеизъявление, важность каждого голоса оказалась «обманом и манипуляцией массами». Собеседник ФАН не стал давать прогноз относительно итогов выборов: «Сидим и смотрим».