Репрессии властей в отношении оппозиции в России усиливаются.
Из этого можно предположить, что «главный урок, который Путин извлек для себя из белорусских событий, заключается в том, что соблюдать приличия и церемониться с общественным мнением необязательно», предполагает политолог Аббас Галлямов.
Неважно, что обвалятся рейтинги одобрения и доверия, ведь пока силовики преданы, власть все равно сохранится. «Путин, в принципе, и раньше об этом догадывался, но теперь, как ему кажется, окончательно в этом убедился», — пишет политолог.
Если Лукашенко свергнуть не удастся, то Кремль окончательно утвердится в этом убеждении, считает Галлямов. И увеличится вероятность того, что в 2024 году преемник не будет назначен, а действующий президент сам решит переизбираться.
Россия — страна с сырьевой моделью экономики, нефть и газ всегда найдут покупателя, пусть даже по низкой цене. Поэтому в стране всегда будет некоторое количество денег от продажи углеводородов независимо от качества экономической политики, отмечает политолог.
Народ при этом жить лучше вряд ли станет, но на обеспечение преданности силовиков, судей и членов ЦИК денег хватит, пишет Галлямов. Все прочие, как показывает опыт Белоруссии, практически не важны.
При реализации такого сценария АП станет техническим органом, роль силовиков возрастет. Они станут решать, какую избрать политическую стратегию. Не исключено, что кого-то из них уже сам Путин будет раздражать. Так как легитимности у президента к тому времени уже не будет (если он пойдет по пути Лукашенко), появится соблазн его свергнуть, размышляет политолог.
«Можно сколько угодно жаловаться не нелегитимность власти в Белоруссии. И в самом деле для любого правительства вопрос о легитимности имеет значение. Но если легитимности нет, то можно и без неё. Потому что государство, в конечном счете, держится всё же не на легитимности, а на организованном насилии», — отмечает социолог Борис Кагарлицкий.
С инаугурацией или без неё, Лукашенко остается главой республики до тех пор, пока силовые структуры верны ему. То, что при этом сама страна разрушается, а вся работы системы управления сводится к борьбе против непрекращающихся протестов, в краткосрочной перспективе не важно, отмечает социолог.
Но затянувшийся кризис грозит рано или поздно обернуться силовым столкновением, полагает он. При этом государство свою монополию на насилие утрачивает, поэтому уже не очевидно, кто выйдет победителем.
А в долгосрочной перспективе легитимность всё же необходима любому правительству для поддержания своей власти и воспроизводства системы, пишет Кагарлицкий. Восстановить легитимность Лукашенко уже невозможно, поэтому его уход всё равно неизбежен, считает социолог.