15 апреля в Москве и области начала действовать система пропусков для поездок на транспорте.
И сразу же начались проблемы: люди не могли зайти на сайт для регистрации, у метро на проверку документов скопилась огромная очередь. Экономист Дмитрий Потапенко высказался по поводу этой системы контроля. «Как так получилось, что в XXI веке у нас появилась клановая сегрегация?» — задается вопросом Потапенко.
Он пишет, что в РФ сейчас сложилась следующая ситуация. «Нашими руками, причем при поддержке достаточно большого количества интеллигентных людей, у нас появились разные кланы. Есть люди с ксивами, которые могут собираться, могут куда-то перемещаться — могут делать всё, что они считают нужным. И есть класс (или клан) разнорабочих, которые должны своими темными тропами проползать и обслуживать этот класс чиновников», — считает экономист.
Он замечает, что людям сейчас стоит задуматься над тем, как получилось, что простые граждане получают QR-коды и право на то, как собираться, как перемещаться, а чиновник не обязан получать QR-код. И это всё закреплено некоторыми государственными актами, напоминает Потапенко.
От коронавируса умирает небольшая часть инфицированных. Зачем же тогда такие ограничения? «Почему под видом блага народа вводится, по-моему, феодальная система, когда прекрасная Москва и прекрасные города превратились в то, о чем многие говорили — в тот самый прекрасный мир, когда есть люди высшей касты, которые могут по нему перемещаться, и есть некоторые холопы, которые перемещаются в соответствии с указаниями или решениями тех или иных вождей или феодалов? Может, имеет смысл задаться вопросом: что же это — так называемые пропуска? И почему все равны, а кто-то чуть-чуть равнее?» — задается вопросом экономист.
В Указе мэра Москвы от 11 апреля отдельно указаны те, кому спецпропуска не требуются. Это военные; чиновники (и лица, замещающие государственные и муниципальные должности);судьи, адвокаты, нотариусы и их помощники; работники СМИ с редакционными удостоверениями; частные охранники.
«Такое ощущение, что весь мир пропустили через окно Овертона с его qr-кодами, браслетами и приложениями для слежения. Ещё 2 месяца назад, вы бы подняли на смех всех, кто скажет вам, что нужно получить разрешение на прогулку из дома, но сегодня общество порицает тех людей, которые ходит на шашлыки и шастает по улице без дела. Опасность окон в том, что нет предела допустимого. Заметим назад окна действуют не так шустро, поэтому нужно держать руку на пульсе», — пишут авторы телеграм-канала «Кстати» об ограничения в связи с эпидемией.
В жизни даже простого обывателя власти стало неприлично много, замечают авторы телеграм-канала «Большой невод». От нее все сложнее спрятаться. Людям все сложнее игнорировать власть, но именно поэтому ее нечеловеческим образом хочется провести, пишут авторы канала. Карантин пройдет, а это останется, считают они.
«Эксперименты с QR-кодами, пропусками, штрафами обусловлены исключительно техническими возможностями, а вопроса, законно ли это, просто нет — да, очевидно, что незаконно, но нет другого выхода, эпидемиологическая целесообразность», — рассуждает о карантинных ограничениях журналист Олег Кашин.
«Гражданские права отбираются по мере необходимости силами даже не первых региональных лиц, а каких-то «министров информационной политики»; в мирное время это можно было бы назвать правовым нигилизмом или даже бесстыдством, но все слова кажутся устаревшими — закон, стыд, о чем вы, люди же умирают», — пишет Кашин.
Ранее стало известно, что московские муниципальные депутаты оспорили в суде порядок электронной слежки за гражданами. Об этом сообщают "Ведомости". «Федеральный закон содержит исчерпывающий перечень оснований для обработки биометрических данных граждан без их согласия, и такого основания, как защита от чрезвычайных ситуаций, в нем нет», — заявили они.