Президент Путин не раз говорил, что не стремиться удержаться во власти.
Реальность выглядит иначе. 10 марта Владимир Путин прибыл в Госдуму и там «неожиданно» услышал предложение «обнулить» для него президентские сроки, чтобы Конституция разрешила ему снова идти на выборы.
Главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов рассказал, что был уверен, что Путин намерен идти на пятый срок. Непонятно было лишь как объяснить это людям. Теперь это ясно. Рейтинг Путина падает несколько месяцев подряд. По мнению Венедиктова, президент хочет прояснить, действительно ли россияне разочаровались в нем или это ошибка социологов.
Поэтому 22 апреля все поправки отойдут на второй план. Главное — людям предлагают сообщить Путину о своем к нему отношении, считает главред радиостанции.
Но вне зависимости от итогов голосования усталость от Путина в обществе есть и будет нарастать, считает Венедиктов. Путин по своему желанию мог бы уже давно уйти на пенсию, но есть причины, которые его удерживают от этого шага.
Во-первых, это безопасность после, — считает главред «Эха». «Потому что мы видим, когда президенты, которые долго были у власти, уходят и отдают своему самому близкому преемнику, начинают происходить некоторые неприятные вещи. Это случилось в Киргизии, это случилось в Анголе. Мы сейчас смотрим за Казахстаном. И он тоже это делает. Он видит то же, что видим мы», — предполагает Венедиктов.
По его мнению, после Крыма Путин «абсолютно уверовал в свою миссию». Это вторая причина. «Если мы посмотрим, что он делает на международном фоне, что он говорит: «Ребята, пятерка ядерная, давайте соберемся». То есть это новый передел мир не географический, идеологический. Вот я буду ответственен за эту часть земного шарика, а вы — за это, а вы — за это», — замечает Венедиктов.
Политолог Татьяна Становая также высказала мнение о поправке об обнулении президентских сроков. Никто не знал, какое решение Путин примет по срокам, пишет она. Неслучайно, даже поправка Терешковой была «вилкой». Те, кто попросил ее оказать услугу, сами узнали только утром. И сами не знали, какое решение поддержит в итоге президент.
С января в РФ быстро росли ожидания перемен. Разные эксперты оценивали ситуацию исходя из намерения Путина уйти в 2024 или раньше. Не было никаких подготовительных шагов, никаких сигналов, опровергающих это, отмечает политолог. Никто не подозревал опцию с обнулением.
«Убаюкивающее звучали последующие путинские слова про сменяемость власти и недопустимость использования обновленной Конституции для продления сроков, про будущего президента, который должен быть сильным и опасность двоевластия. Массово шли опровержения сценария обнуления. Путин скрыл свой изначальный план от всех, кто работал над поправками, сознательно выставляя на первый план идеи, которые придавали больше оптимизма и заставляли рассуждать о будущем системы, а не Путина. Президент успешно запустил транзит... у нас в головах», — считает политолог.
Почему Путин не раскрыл свои карты изначально, задается вопрос Становая. Теперь это ясно, пишет она.
«Реформа должна была вдохновлять, заставить обсуждать «путинский курс» и его место в истории, скрепы и традиционные ценности, устойчивость конструкции после Путина. Объяви Путин об обнулении изначально, все бы девальвировалось и все говорили бы только о том, что Путин меняет Конституцию под себя. Взбунтовалась бы оппозиция. Картинка была бы испорчена», — считает политолог. Время у оппозиции еще осталось, но коронавирус может помешать мобилизации, отмечает Становая.
По ее мнению, проблема Путина состоит в том, что «его представление о правильном светлом будущем со сменяемой властью и сильным преемником оторвалось от настоящего. Все конструкции, что мы обсуждали, про преемника и комфортный вариант для Путина бывшего президента, имеют отношение к тому воображаемому миру сильной России, которую Путин уже никогда не достроит. Мы входим в ситуацию постоянного переноса «транзита». Преемник — журавль в небе. Путин себя тешит, что пока придется обойтись синицей в руках».
Политолог считает что то, что поправка об обнулении «даст старт качественным внутренним переменам режима». Изменяется функционал выборов.
«Безальтернативность становится не политической (когда «а кто, если не Путин»), а административной (когда «никто, кроме Путина»). И это касается не только и даже не столько президента», — считает Становая.Продолжение — уже вопрос технический, отмечает она.
Совет Федерации одобрил закон о поправках к Конституции: 160 человек за, 1 против, 3 воздержались. Теперь документ будет направлен президенту Путину для промульгации.