Мария Бутина, отсидевшая срок вСША занезаконное лоббирование российских интересов, вернулась вРоссию.
Следствие США пришло к выводу, что Бутина занималась в Америке политической деятельностью, а руководил ее действиями Александр Торшин — экс-сенатор, позднее ставший зампредседателя Банка России. Частично с этим согласилась и сама Бутина.
Она устанавливала в Америке личные контакты среди высших политиков, в том числе и в лоббистской «Национальной стрелковой ассоциации». В РФ она занималась лоббированием упрощения реализации и правил владения оружием. Также россиянка устраивала встречи политиков США с коллегами из России.
Все перечисленное — совершенно невинные действия. Но по законам США ее деятельность попадала в разряд политической. И если этой деятельностью управляет зарубежное должностное лицо (Торшин), то необходима регистрация исполнителя в Минюсте как иноагента. Бутина не выполнила эту простую процедуру, отмечает политолог Геворг Мирзаян.
Она нарушила закон о регистрации иноагентов, из-за этого на нее обратили внимание спецслужбы США. В 2018 году ее задержали. По словам политолога, россиянка виновата только в нарушении данного закона США. Вины Бутиной в том, что ее дело было политизировано, нет. Ведь политизировали его именно американцы.
Окончательный приговор по ее делу зависел от степени сотрудничества со следователями, признания вины и тому подобного. Россиянка пошла на сделку со следствием и рассказала среди прочего и о работе с Торшиным. Обвинять ее не стоит, поскольку весьма вероятно, что на нее оказывали сильнейшее давление.
В итоге на шпионаж американцы не наскребли, поэтому 26 апреля 2019 года россиянку осудили на 1,5 года тюрьмы, учли при этом срок нахождения под арестом до суда и 26 октября отправили в РФ. Россия в лице чиновников и политиков, в том числе и Путина, — защищала Бутину. Это закономерно, поскольку она является гражданкой РФ и власть обязана ее защищать, отмечает политолог.
Вопросы появляются, когда после возвращения россиянку начали героизировать. Ее встречала толпа журналистов и общественников, а ТВ начало создавать ей образ несгибаемого борца за справедливость.
По мнению политолога, героизировать ее некрасиво в отношении тех, кто действительно заслужил такой образ. Журналист Вышинский сидел в Киеве в сущности ни за что (в отличие от реально нарушившей закон Бутиной), он никого не сдавал и со следствием не сотрудничал (в отличие от Бутиной), отмечает политолог. Однако высокопоставленные чиновники в аэропорту его не встречали. Бутина заслужила сочувствие, но не героизацию, считает Мирзаян.
«Где гарантия, что профессиональная лоббистка Бутина не попытается просто капитализировать и монетизировать свою популярность?» — задается вопросом политолог. Не исключено, что ее друзья среди сторонников легализации оружия сделают ее лицом легалайза, предполагает политолог.
Политик Сергей Обухов так комментирует депортацию россиянки: «Возвращение М. Бутиной в РФ вызывает множество вопросов, из которых главный: что она сказала в США, и о чем умолчала».