ЦБ и Минфин представили новую систему пенсионного накопления в дополнение к страховым пенсиям.
Первоначальный проект системы предусматривал автоматическое отчисление 6% с зарплат граждан. «Индивидуальный пенсионный капитал» (ИПК) в действительности предусматривал введение 2-го НДФЛ, отмечает журналист Сергей Шелин. Формально человек мог отказаться от взимания этого налога. Однако «задумано было, что большинство ускользнуть не сможет», считает публицист. Поэтому нынешний вариант о добровольном отчислении этих 6%, безусловно, радует.
Ранее ходили слухи, что Путин, поговорив с Силуановым и Набиуллиной, решил не злить население новыми обязательными отчислениями, касающимися пенсий и автоподписку запретил. Теперь любой работник может добровольно перечислять часть зарплаты (6%, но можно и больше) в выбранный НПФ. После 30 лет соответствующих отчислений он сможет получать назад скопленные деньги как добавочную пенсию, даже если на официальную пенсию пока не выйдет по возрасту.
Власти обещают, что отчисления не пропадут. Даже в случае банкротства НПФ они будут выплачены гражданам.
Какие же есть у людей варианты относительно накопительной части пенсий? Если у сотрудника нет денег, то и накопить не получится. Такой работник просто не станет участвовать в ГПП.
Если деньги есть, то гражданин сможет поместить их на вклад или вложить в ценные бумаги или другие финансовые продукты, выгодное отличие которых от ГПП в том, что выплат по ним не нужно ждать всю жизнь. При этом человек самостоятельно регулирует сроки и условия размещения своих средств, пытаясь распорядиться своими деньгами эффективнее государства.
Таким образом, план ГПП предлагает гражданину отчислять средства 30 лет, чтобы в итоге «проверить на себе, помнит ли родное государство о своем сегодняшнем честном слове», отмечает журналист. По его мнению, и старшее, и молодое поколение, которому в основном и адресован ГПП, чувствуют ненадежность нынешнего режима, «прощающего себе любое жульничество с собственными подданными», пишет Шелин. Особенно это касается пенсий, отмечает он.
По мнению Шелина, ГПП создавался вовсе не из желания украсить старость нынешних 20-летних. «Ближнему кругу миллиардеров-«инвесторов» нужны «длинные деньги», за расходование которых будут отчитываться уже не они, а какие-то другие люди в нескором будущем», — считает публицист. Поэтому правительство и сочиняет все эти ИПК и ГПП.
«Из-за этого в нынешнем своем виде очередной пенсионный проект заточен на то, чтобы начать получать деньги немедленно, отделываясь минимумом льгот и затрат. Сановные его составители обитают в параллельном мире и, возможно, просто не догадываются, что прямолинейная алчность придуманной ими схемы бьет в глаза. На такое предложение мало кто купится. Его неубедительность для плательщиков смягчается только отсутствием принуждения в нем участвовать», — считает публицист.
Особенность новой системы пенсий в том, что отчисления будут делать сами работники, а не предприниматели, как раньше. А так как денег у людей не всегда хватает даже на текущие расходы, и при добровольности этих отчислений «вступят в новую систему от силы никто», считает экономист Никита Кричевский.
Но новый закон важен и нужен, отмечает экономист. «Его нужно срочно принять, чтоб закрыть тему пенсионных накоплений напрочь. Народ и без законов давно все понял», — пишет Кричевский.