Политолог Валерий Соловей в эфире «Эха Москвы» среди прочего высказал мнение о гражданском сопротивлении.
Соловей отмечает, что есть множество форм мирного гражданском сопротивления, мирной борьбы. Он сказал, что уверен в том, что мирная борьба может быть очень эффективной, намного более эффективной, чем сейчас в РФ. Но она будет таковой лишь если она примет общенациональный характер.
Имеется в виду ситуация не когда последовательно вспыхивают очаги протестов, а все они происходят одновременно. Как только они пройдут синхронно, «мы с удивлением обнаружим, что никакого ОМОНа, оказывается, не хватает», замечает политолог. Даже для того, чтобы подавить столичные вегетарианские «беспорядки», ОМОН собрали со всей европейской части РФ и части Урала. А если подобные мирные митинги пройдут одновременно, например, в нескольких городах.
По словам политолога, подобного сценария развития событий власти очень боятся. Если вдруг начнутся митинги одновременно в нескольких городах, власть точно заблокирует соцсети, поскольку они будут способствовать координации, мобилизации граждан. По мнению политолога, блокировка соцсетей — это как раз то, что нужно для превращения протеста в необратимый и общенациональный.
По России расползается клякса протестов, считает Соловей. Это и Архангельская область, где уже год протестуют против строительства полигона Шиесе. По словам Соловья, это беспрецедентный по меркам современной России образец длительного организованного сопротивления.
Протесты были и в Ингушетии по поводу территориальных границ, в Екатеринбурге из-за строительства храма в сквере. В Москве протесты проходили дважды: из-за дела Голунова и в связи с выборами в Мосгордуму.
По мнению политолога, сейчас могут начаться протесты рядом с Москвой в Калужской области. Там тоже строят мусорный полигон, дублер Шиеса, он уже почти построен. Местные жители также недовольны, сообщает политолог. «Вот это по всей России начинает расползаться», — отмечает Соловей.
Также политолог прокомментировал слова президента Белоруссии Лукашенко о Донбассе: "не говорите, что это не конфликт России и Украины". Политолог отмечает, что Лукашенко просто называл вещи своими именами, сказал правду. Хорошо еще, что конфликтом назвал, а не войной российско-украинской, замечает Соловей.
Эту реплику Лукашенко вызвало то, что несмотря на очень сильную зависимость от РФ, он желает держать дистанцию, считает политолог. Лукашенко чувствует, что в России что-то серьезно изменяется, поэтому он ощущает себя более свободным, считает Соловей. Белоруссия, конечно, далеко не совсем свободна, но все же Лукашенко может иногда сказать правду, заигрывать с Западом, продемонстрировать открытость миру.
И чем сильнее Россия будет пытаться на него давить, тем сильнее он будет проявлять свою строптивость, считает политолог. «И у меня нет сомнений, что пройдут годы, и Лукашенко будет записан в учебник истории Беларуси как подлинные отец, создатель белорусской национальной государственности как результат отталкивания от России», — сказал Соловей.