В политической теории описывается феномен «бумеранга насилия»: это процесс, при котором противостояние, развязанное страной в далекой колонии или районе, позже перемещается в метрополию.
В РФ «бумеранг» обсуждали на примере чеченских войн и конфликта на Украине, сообщает политолог Кирилл Мартынов. Ранее высказывалось предположение, что наемники, ехавшие на Донбасс после 2014 года, уже не смогут возвратиться к нормальной жизни, поэтому со всплеском поствоенного насилия столкнется уже столица и РФ в целом. Но реальный сценарий возвращения насилия оказался другим и, возможно, еще более страшным, считает политолог.
Попытки москвичей напомнить властям о своих избирательных правах управленцы понимают как подготовку к вооруженному восстанию (хотя даже намека на массовые беспорядки не было ни на одной из недавних протестных акций в Москве).
Насилие пришло в российскую столицу в виде двух практик. Во-первых, это жестокость силовиков. Во-вторых, идет усиленная дегуманизация противников власти, идет превращение их в безликую злобную массу, что, в свою очередь, позволяет обосновать в их отношении любую жестокость.
Силовики повторяют за пропагандистами, что происходящее в столице — это не попытка людей отстоять свои права, считает политолог. Они уверены, что в столице действует группа заговорщиков, желающая устроить в Москве переворот — с этим заданием их послал в РФ враждебный Запад. Задача патриотов и силовиков в такой ситуации: непременно зачистить город от враждебных сил.
По мнению Мартынова, сейчас мифология российского телевидения становится прямым источником политических решений. На основе созданного российской пропагандой мифа о Майдане как зарубежном заговоре против законного правителя Януковича людей арестовывают за участие в протестах и оформляют мирные митинги как «массовые беспорядки», полагает политолог.
Роль пропаганды до сих пор столь высока, что силовики, охраняющие порядок на митингах, по их рассказам, в самом деле видят на месте молодых студентов с флагами РФ опасных заговорщиков, идущих на штурм мэрии или АП, отмечает Мартынов. Силовикам указали применить против митингующих превентивное насилие. В борьбе с настоящими шпионами и бунтарями это было бы оправдано и логично, но вовсе не имеет смысла, если речь идет о мирном митинге.
По мнению политолога, насилие силовиков в ответ на мирные протесты лишь укрепляет людей в своей правоте. Политолог полагает, что в нынешней ситуации со столичными протестами можно увидеть закономерности и причинно-следственные связи. РФ не смогла остановить конфликт с Украиной, и теперь война приходит к ней: в виде силовиков, которые после 2014 года считают, что с политическими противниками можно не церемониться.
После конфликта на Украине дегуманизацию оппонента провести просто: те, кто не с нами, — всегда предатели и враги, пишет Мартынов. Это является одним из главных факторов, позволяющих властям сейчас практически без сопротивления разгонять машину репрессий, считает он.