Трамп объявил КНР торговую войну.
Ему надоело договариваться с упрямым китайским руководством. Это может понудить Китай оформить мир на условиях США. Но если Китай решит драться, то Штатам не поздоровится, считает журналист Геворг Мирзаян. И тогда Трамп будет вынужден вновь искать помощи Путина, который постарается снять с этого конфликта свои дивиденды.
Акт агрессии состоялся в начале мая, когда Трамп практически обнулил пусть небольшие, но все же результаты долгих торговых переговоров с Пекином. Китайцы были готовы допустить определенные уступки США: увеличить объем импорта из Штатов; одобрить законы, защищающие интеллектуальную собственность Запада.
При этом китайцы отказывались от многих условий США, например, таких, как прекращение господдержки высокотехнологичных отраслей. Трампа это не устроило, он обвинил Пекин в «срыве сделки» и объявил о росте пошлин на импорт из КНР объемом 200 млрд долларов.
Сейчас пошлины составляют 25%, что является очень высоким показателем и делает ряд китайских товаров на рынке США неконкурентоспособными. Также импорт из Китая еще на 300 млрд долларов будет обложен такими же пошлинами в ближайшее время.
Китайцы уже сказали, что подчиняться Америке не станут, причем, по некоторой информации, так решил лично глава КНР Си Цзиньпин, взявший на себя ответственность за все возможные убытки. Такое решение необходимо было принимать еще раньше, считает журналист.
Уже давно было понятно, что Пекин не сможет прийти к соглашению с США. Штаты атаковали китайцев по всем направлениям: выдавливали их из Венесуэлы, преследовали китайских бизнесменов (например, Huawei — конкурента для телекоммуникационных корпораций США), вели информационную войну против Китая, увеличивали пошлины и ограничивали въезд китайским профессорам, объясняя этот тем, что они могут быть шпионами.
Все попытки Пекина пойти на уступки (сдача Венесуэлы) порождали только новые требования США и сопровождались финансовыми и имиджевыми потерями Китая. И китайцы поняли, что отступать им некуда.
Руководству США не нужны были уступки КНР, они хотели победить опасного врага и конкурента, считает Мирзаян. Отступать Пекин не станет — но станут ли китайцы наступать?
По мнению журналиста, вероятнее всего, они симметрично увеличат тарифы на продукцию из США. Что же еще предпримет Китай? Некоторые китайские политики намерены «пересидеть Трампа», рассчитывая на то, что он оставит свой пост спустя 1,5 года, после чего все урегулируется.
Вероятно, Пекин все же ответит агрессией на агрессивные действия США. Вариантов здесь много: активная экономическая экспансия в мире, рост глобального военно-политического присутствия, а также прямой вызов США в некоторых регионах — к примеру, в Венесуэле.
За отношениями КНР и США будет следить весь мир, и, несомненно, будут наблюдать и в России. Это противостояние несет РФ и риски, и возможности, полагает журналист.
Риски несет рост турбулентности в глобальной экономике. Снижение экономического роста в Китае и Америке и передел глобальной торговли ударит по рублю, стоимости нефти и российским экспортерам, полагает Мирзаян. Но активизация борьбы Пекина и Вашингтона выгодна РФ, считает он.
Китай станет активнее заботиться о стабильности в Средней Азии, противостоять Америке на Ближнем Востоке и может начать вместе с РФ накладывать вето на резолюции США в Совбезе, деля этим возможные риски.
Также обострение противоречий между США и КНР увеличивает вес РФ в глазах этих стран, полагает журналист. Поэтому они станут более внимательно относиться к национальным интересам РФ. Это может произойти, если Россия займет правильную позицию — нейтральную, и не будет поддерживать ни одну сторону, если это не затрагивает напрямую интересы РФ, считает журналист.