В Ингушетии арестовывают и обыскивают организаторов и участников массовых митингов, прошедших в республике в марте.
Сообщается о задержании экс-министра внутренних дел республики Погорова, главы движения «Опора Ингушетии» Чемурзиева и его зама Мальсагова. Есть информация и о задержании рядовых участников акции. Местные СМИ сообщают, что интернет и сотовая связь работают с перебоями.
Недовольство населения Ингушетии вызвали переговоры об установке границ между Ингушетией и Чечнёй, закончившиеся договором, который был подписан ещё 26 сентября 2018 года. По документу Ингушетия отдаст Чечне часть территории Сунженского района, это вызвало негодование многих жителей республики.
Октябрьские протесты в Магасе длились две недели. А теперь жители снова начали протестовать после того, как руководство республики предприняло попытку изменить местное законодательство для того, чтобы вопрос о передаче земель нельзя было выносить на референдум.
Журналист Григорий Шведов отмечает, что волнения в республике начались из-за нескольких причин. Это и несогласие большого количества ингушей с решением вопроса Пригородного района в Северной Осетии (на него претендуют и Северная Осетия и Ингушетия).
Также население республики недовольно тем, что решение о передаче немалой территории Чечне принимали за закрытыми дверями. Третья причина — участие в конфликте Кадырова и чеченцев. Ситуация обострилась, когда Кадыров заявил, что его «устраивает и воевать».
Есть и иные причины, вызвавшие эскалацию недавних протестов. Они связаны, среди прочего, и с возрастающей непопулярностью Евкурова, но это не главное. Среди множества факторов эскалации протестов в Ингушетии сложно выделить решающие, полагает журналист.
В Ингушетии выходят протестовать и молодёжь, и старшее поколение. Но новый виток протестов не успел развернуться во всю силу, так как власти попытались разогнать митингующих, в ответ на это протестующие применили насилие. Протест вышел из мирного русла, отмечает Шведов.
Предположение, что отставка главы МВД Кавы стала следствием отказа части его подчиненных разогнать протестующих, похожа на правду, считает журналист. Но в Ингушетию прибыло множество силовиков из других регионов страны.
Ингушетия — небольшой регион, применение местной полиции для крупных силовых акций, направленных против безоружных местных жителей, сталкивается с затруднениями. Поэтому в протестный регион привезли дополнительных сотрудников.
Штрафы и аресты коснулись пока в основном организаторов протеста, но задержаны и малоизвестные люди. Возможно, они применили насилие, когда атаковали сотрудников Росгвардии, предполагает журналист.
Известно, что обыски, задержания и допросы проходят корректно, нет данных о пытках и прочих нарушениях. Данные меры должны «остудить многие горячие головы». По мнению журналиста, число участников протеста на следующих акциях может уменьшиться.
В Чеченской республике наблюдают за новым протестом, но не допускают ярких публичных высказываний, отмечает Шведов. Это помогает погасит конфликт, считает он.