НАТО планирует усилить воздушную разведку над черноморской акваторией, сообщила постпред США при организации Хатчисон.
Также в военном блоке намерены увеличить количество своих судов в Черном море для обеспечения безопасного прохода украинских кораблей через Керченский пролив, что важно для стран, соседствующих с РФ в черноморском регионе, заявила она. Главы МИД стран, входящих в НАТО, одобрят пакет мер в ближайшее время.
Заявление Хатчисон — это реакция на историю с захватом украинских военных кораблей у Керченского пролива в нейтральных водах. Ситуация сложилась очень непростая с юридической точки зрения даже с учетом фактического присоединения Крыма, считает политолог Анатолий Несмиян.
Азовское море является внутренним морем РФ и Украины, поэтому украинские корабли имеют право свободного прохода в это море, пишет он. Ограничения, наложенные Москвой из-за запуска Крымского моста, являются односторонними.
Вопрос нерешенного статуса Крыма создает все более запутанные ситуации, считает политолог. Любое политическое решение всегда приоритетнее любых правовых решений, присоединение Крыма — это именно политическое решение. Другое дело, что все подобные действия должны заканчиваться правовым оформлением, иначе они так и остаются в политическом пространстве, а значит — могут быть изменены также политически, отмечает Несмиян.
Присоединение Крыма требовало выполнения в дальнейшем процедур мирового признания. Для этого существовало два пути — или посредством международной конференции, или с помощью заключения соглашения с Киевом.
По мнению политолога, теперь НАТО будет прощупывать готовность Кремля к конфронтации. Сопровождение украинских судов будет все время идти «на грани» — НАТО будет нащупывать её, а нащупав, начнет постепенно ее сдвигать.
Возможно, власти страны попробуют «поднять градус» в надежде на очередной всплеск патриотизма, но сейчас рассчитывать на это не стоит, считает Несмиян. Россияне просто устали от постоянной конфронтации с неизвестным смыслом.
Мобилизационные меры полезны, когда они продолжаются недолго и приносят очевидный результат. В России этого не произошло. «А на фоне беспощадного грабежа страны и откровенной лжи и всей вертикали» подобные авантюры выглядит абсолютно неоднозначным, считает политолог. И пропаганда работает всё менее эффективно.
Сопровождение кораблями НАТО украинских судов (если альянс все же пойдет на это) не повлечет немедленной конфронтации. Но сам приход НАТО в Черное море, пусть и с соблюдением конвенции Монтрё, будет начат.
А какое бы то ни было столкновение уже с НАТО (или подача любых действий как конфликт) может послужить причиной отказа военного блока от соблюдения правил данной конвенции. Может быть, это и является целью всех нынешних действий НАТО, предполагает политолог.