На открывшейся в Пекине сессии Всекитайского народного собрания, которое является высшим законодательным органом Китая, премьер Госсовета Кэцян заявил, что ВВП страны в текущем году должен вырасти на 6–6,5%.
Как и в предыдущие годы, весомый вклад в экономический рост должно внести возведение инфраструктуры. В прошлом году в Китае закончилось строительство самого длинного в мире моста. Постройку моста широко освещали мировые СМИ, но данный факт не вызвал особенного энтузиазма у населения городов, которые соединил мост.
Разумное объяснение этого и ряда других инфраструктурных проектов в КНР состоит в том, что строительство поддерживает загруженность производства и занятости, создание новой инфраструктуры формирует новые условия для развития экономики регионов страны, считает политолог Иван Зуенко.
Но существует и иной фактор. Это так называемый «откат», полагает политололг. История страны за последние 40 лет показывает, что соединение интересов региональных предпринимателей и политиков было почти узаконено, но со временем перестало отвечать интересам центра, который отдавал значительную часть средств регионам, считает Зуенко.
В итоге в 1994 году была проведена фискальная реформа: значительная часть налогов стала направляться в центр. Из-за этого у региональных властей пропали стимулы содержать ряд убыточных местных предприятий, те начали разоряться, а госслужащие начали стремиться к взаимодействию с крупными компаниями.
Выгодно было сотрудничество с государственными строительными компаниями. Местные чиновники получали у госбанков кредиты и расходовали их на инфраструктурные проекты, подряды на которые получали такие компании. Госслужащие, являющиеся связующим звеном, за свои услуги брали деньги.
Глобальный кризис 2008 года в корне заменил формулу успеха экономики КНР: спрос на китайский экспорт на Западе снижался, и, чтобы не допустить падение роста ВВП, китайские власти перешел к инвестициям. Посредством кредитов и непосредственных вливаний правительство начало вкладывать средства в железные дороги, постройку жилья и тому подобное.
Госслужащие при этом надеялись получить свою собственную долю, считает политолог. Журналист из США Ознос пишет о ряде доказательств коррупции, сопровождающих создание китайской сети высокоскоростных железных дорог. Инициатора роста сети китайских ВСМ экс-министра железных дорог Чжицзюня в 2011 году обвинили коррупции.
Позже выяснилось, что взятки брало все министерство, закрытое в 2013 году, и ряд компаний, получавших подряды на железнодорожные работы, пишет Зуенко. Значительная часть крупномасштабных инфраструктурных проектов в КНР, как и раньше, строится дольше, чем планируется изначально, и обходится дороже, чем закладывается в смету, сообщает он.