Массовые митинги в Ингушетии начались после подписания договора об установлении границы главой Чечни Кадыровым и главой Ингушетии Евкуровым.
Этот вопрос давно назрел, поскольку официальной границы между республиками утверждено не было — исключительный для РФ случай. После сообщения об утверждении границы несогласные направились к народному собранию республики.
По словам очевидцев, к протестующим выходил глава Ингушетии, в него начали бросать бутылки, после чего его охрана стреляла в воздух.
Конфликт Чечни и Ингушетии за нефтеносные земли — ни межнациональный, ни межрегиональный. В основе противостояния — чисто экономические интересы определенных групп, желающих контролировать небольшое, но все же месторождение нефти, считает политолог Анатолий Несмиян.
Конфликт пытаются разрешить силовыми методами. По мнению политолога, через несколько недель конфликт утихнет и все смирятся с произошедшим, поскольку силовые ресурсы Чечни несравнимы с ингушскими, а федеральный центр старается не вмешиваться в этот вопрос.
По мнению политолога, основная сложность в том, что у Федерального центра нет возможностей оказать влияние на конфликт, а границы между субъектами федерации теперь устанавливаются с помощью договора между самими субъектами, хотя именно центр должен этим заниматься.
То есть центр не имеет возможностей, влияния и понимания того, как можно навести порядок среди местных кадров, считает политолог. Этот показ бессилия центра перед проблемами на окраинах с неизбежностью ставит вопрос о «параде суверенитетов», как только центральная власть пошатнется.
Вновь РФ, вроде бы собранная Путиным после Ельцина, начинает рассыпаться. Чечня находится на особом положении. Она является единственным регионом, практически официально имеющим собственные вооруженные силы.
В Чечне законодательство РФ действует выборочно. Стоит упомянуть и дотации, которые российский бюджет передает республике. У прочих регионов нет подобных возможностей, но договариваться с Москвой они не станут, полагает Несмиян.
Если устойчивость режима снизится до определенного уровня, регионы могут начать следовать примеру Чечни, создавать свои вооруженные силы, заниматься перераспределением источников ресурсов. При этом о целостности государства все забудут, считает политолог.
Ранее некоторые регионы уже высказывались за независимость от РФ, например, Татарстан. Стоит отметить, что некоторые регионы имеют связи за границей: Турция ранее выдвигала проект, идея которого состоит в объединении под ее покровительством всех тюркоязычных стран Азии.
Есть вероятность того, что РФ идет к распаду, считает политолог. Федеральный центр, конечно же, будет пытаться пресекать самые яркие проявления, но хватит ли для этого ресурсов — сложный вопрос.