Турецкая валюта упала с начала года почти на 50%, фондовые рынки страны падают, цены растут, банковская система близка к краху.
Турция погружается в финансовый кризис, полагает журналист Александр Зотин. Он попытался найти ответ на вопрос, почему страна оказалась обречена на дефолт.
Экономисты предсказывали крах экономики страны. Пять лет назад эксперты банка Morgan Stanley назвали самые уязвимые для кризиса развивающиеся страны. В их число попала Турция. У государств был дефицит платежного баланса. Иными словами, они были крайне зависимы от внешнего финансирования.
Но тогда, как и в следующие четыре года, опасения не оправдались. В прошлом году экономика Турции подросла на 7,4%. Но в долларовом исчислении ВВП страны упал почти на четверть.
Руководство не смогло снизить рост инфляции и рост дефицита платежного баланса. Также власти страны не смогли справиться с ростом внешнего долга, отмечает журналист. В этом году дефицит текущего счета Турции возрос.
Рост цен на энергоносители стремительно ухудшил ситуацию, поскольку Турция ввозит нефть и газ. Журналист отмечает также, что экономика Турции сильно долларизированна. Поэтому она падает при росте ставки ФРС США, что относится почти ко всем развивающимся экономикам.
По мнению Зотина, Анкара сама себя загнала в ловушку развивающихся экономик, когда скорый рост происходит за счет внешнего финансирования. Без внешней помощи страна не может решить свои проблемы, полагает журналист.
Золотых резервов Турции недостаточно для замещения внешних вложений. По мнению Зотина, ориентация экономики на крупные проекты, например, строительство одного из крупнейших в мире третьего аэропорта в Стамбуле, была ошибкой Эрдогана.
Выгода от данного проекта остается сомнительной, но долги придется возвращать. Экономические трудности в Турции были очевидны еще весной, но летом, особенно после президентских выборов, ситуация резко ухудшилась, отмечает Зотин.
Параллельно шло развитие конфликта с США. Штаты в лице вице-президента страны Майка Пенса потребовали от Турции освободить проповедника Брансона, попавшего в заключение после попытки переворота в 2016 году.
Пенс является представителем верующей части республиканцев, отмечает журналист. В преддверии грядущих выборов США ответили на это личными санкциями против некоторых политических деятелей Турции и пообещали ввести пошлины на турецкие сталь и алюминий. Санкции усугубили кризисную ситуацию в стране, отмечает журналист.
Эрдоган не в силах переломить кризис. Он выиграл президентские выборы, но общество при этом раскололось: турецкие граждане недовольны репрессиями и авторитарными замашками Эрдогана, отмечает Зотин.