Подорожание сезонных овощей связали с проблемами с автоперевозками, однако есть и другие факторы.
Торговые сети и агропроизводители сообщили о дефиците транспортных мощностей и росте цен на перевозки продуктов из южных регионов в центральные. Из-за этого потребители могут остаться без сезонного снижения цен на овощи, пишет «Ъ».
По его данным, о проблемах с транспортировкой овощей рассказали на совещании в Минпромторге представители «Магнита» и X5 Retail Group. По их словам, за два месяца перевозчики повысили цены на 10-30%.
Представитель Ассоциации компаний розничной торговли заявил, что 25% в стоимости овощей приходится на перевозку. Это лишает сети возможности снижать цены на сезонные овощи, добавил он. В компаниях и АКОРТ не ответили на запросы издания.
По данным Союза участников рынка овощей, в этом году ситуация ухудшилась на фоне дефицита водителей, возникшего из-за пандемии. Это влияет на цену продуктов: сейчас перевозка составляет 25-40% в стоимости моркови, свеклы, капусты, лука и других овощей открытого грунта.
В Союзе экспертов в сфере транспорта добавили, что на рост цен на перевозки повлияли подорожание топлива, закрытие мелких компаний и административные меры.
Реакция
По словам собеседников издания, ритейлеры предложили субсидировать перевозки. В настоящее время государство субсидирует железнодорожные перевозки овощей на Дальний Восток и любые перевозки в другие страны. АКОРТ предложила ввести такую же меру для автомобильной транспортировки овощей. По данным ассоциации, представленным на совещании, автоперевозки покрывают 95% всего объема овощей.
На совещании представитель Минпромторга обещал попросить ФАС проверить перевозчиков. Однако изданию в ведомстве сказали, что обращений по этому вопросу не поступало. В Антимонопольной службе заявили, что не получали обращений от сетей и их объединений по поводу подорожания перевозок.
В Минсельхозе подтвердили жалобы агропроизводителей и торговых сетей на дорогой транспорт.
За всем стоит алчность
Экономист Никита Кричевский отметил, что продуктовые сети нашли еще один способ сохранить сверхприбыли. По его мнению, главная цель сетевых магазинов — добиться субсидирования автоперевозок.
Кричевский согласился с существованием проблемы транспортировки продуктов. Однако он подчеркнул, что не стоит прикрывать ею «собственную алчность».