Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

19:41
Москва
21 ноября ‘24, Четверг

Китай по доброй воле останется производственным придатком – Мовчан

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Экономист рассказал, как будет развиваться экономика Китая в ближайшие годы.

Китай останется «фабрикой мира». Китайские власти не допустят установления информационной экономики в стране, считает экономист Андрей Мовчан.

Он понимает под информационной экономикой «экономику изобретения, передачи информации и обеспечения взаимодействия». Эта экономика не обременена активами, которые можно контролировать. Она не нуждается в географических преимуществах, которыми можно торговать. Она требует «свободы мышления, любопытства и разнообразия». А еще она не может и не будет подчиняться партийным директивам, пояснил Мовчан.

По его мнению, информационная экономика (модель 2.0) не совместима с действующей политической системой КНР (модель 1.0).

Китайское чудо

Китай 40 лет оставался неудобным феноменом для пропаганды капитализма и демократии. Его отличала система сменяемости, конкуренция элит и низовая партийная демократия. Это напоминало усовершенствованную версию западной системы демократии. Кроме того, плановая экономика КНР «с интересом» привела к быстрому росту и инновациям. Этого не смогла сделать экономика СССР. С этим с трудом справляется западная экономика, пояснил эксперт.

Экономисты прогнозировали, что через некоторое время Китай обгонит США по ВВП на душу населения. Сначала ждали прорыва в ближайшие 20 лет, потом отвели ему срок в 50-60 лет. Мовчан не согласен с этими прогнозами. Критикуя их, он говорит об эффекте низкой базы.

По его мнению, китайское чудо предполагает рост с нуля до уровня ВВП России на человека за 40 лет. С учетом избытка рабочей силы, наличия прибыльной ниши на мировом рынке и иностранных инвестиций провернуть «чудо» несложно, уверен экономист.

Перехода не будет

КНР оказалась на пороге перехода от экономики фиксированных активов и дешевого труда к экономике виртуальных активов и квалифицированного труда. Мовчан полагает, что Китай не перейдет этот порог.

Он указал на то, что китайская партийная демократия не является альтернативой западной медийной демократии. Этот миф разрушился, когда один сильный игрок начал нарушать правила. Это повлекло проблемы для всей системы, которая на деле оказалась похожей на советскую партийную систему с ее клановостью и пожизненностью.

Принципы конкуренции и сменяемости, заложенные Дэн Сяопином, были нарушены в правление Си Цзиньпина, которое длится уже 10 лет. Мовчан полагает, что при несменяемом лидере конкуренция не восстановится, так как он будет выжигать все вокруг себя — некому будет составлять систему балансов.

Мовчан также указал на разрушение другого мифа — о плановом капитализме, способном породить высокоэффективную экономику. Информационная экономика опасна для политической системы Китая. Она порождает «разложение умов», способствует разрушению общественного договора (согласно ему, монополия на власть отдана элите, которая ведет клановые войны). Формирование рынка образования стало символичным выражением этой опасности, отметил Мовчан.

По его словам, образование, передача информации и оптимизация взаимодействия являются угрозами для режима. Он жив, пока информация дозируется, а население взаимодействует на его правилах. Если за взаимодействие людей будут отвечать независимые институты, то потребность в устаревшей партийно-бюрократической машине нивелируется. Поэтому неудивительно разрушение частного образования. Оно продолжится дальше: информационная экономика в КНР будет постепенно уничтожаться.

Выводы

Это значит, что Китай останется «фабрикой мира» и не совершит переход к информационной экономике, уверен Мовчан.

Рост себестоимости в КНР сделает производство в других странах более выгодным. Снижение доли труда в себестоимости товаров подорвет китайское чудо, к которому жители страны лояльны, пока оно дает заработок.

Мовчан полагает, что современный западный капитализм при всех его недостатках трансформируется в информационный. При этом он сохраняет высокую долю добавленной стоимости в своих руках. Все страны, идущие «особым путем», остаются сырьевыми или производственными придатками по собственному выбору. Так они обменивают экономический прогресс на сохранение своих политических систем.

По мысли экономиста, Китай никогда не обгонит США по ВВП на человека. Его ждут внутренние проблемы, рост сепаратизма, радикализма и регрессивных сил.

Что делать России?

Аналитик Андрей Нальгин прокомментировал прогноз. По его мнению, возможен антикитайский союз. Его целью будет своевременный удар по экономике КНР в самое уязвимое место. США умеют не только определять время и место таких ударов, они умеют наносить их чужими руками, добавил автор.

По его словам, в случае реализации прогноза ближайшие 3-4 года для России являются последним шансом. После того, как Соединенные Штаты остудят Китай, они вернутся «к сдерживанию единственной страны, способной нанести оружием неприемлемый ущерб США».

В связи с этим Нальгин задался вопросами, как РФ лучше использовать это время и сможет ли руководство России следовать лучшему выбору.

Медленные и быстрые углеводы: в чем между ними разница и сколько их содержится в продуктах
Реклама